Радоница – это день особого церковного поминовения усопших. Его название происходит от слова «радость». Совершается это поминовение во вторник после Фомина воскресенья, то есть на второй седмице после Святой Пасхи.
В 2025 году Радоница приходится на 29 апреля. В христианской традиции в основе этого дня лежит стремление через молитвенное поминовение усопших поделиться с ними радостью о Воскресении Иисуса Христа и Его победе над смертью. Как Христос сошел во ад и озарил его светом Своего Божества, так и мы приходим в этот день на кладбище сказать почившим: «Христос воскресе!».
В этот день верующие подают на поминовение весь семейный заупокойный синодик (помянник).
С древности христиане исповедуют, что усиленная молитва о прощении грехов и милости к умершему благотворным образом влияет на состояние его души в загробном мире, хотя механизм этого остается тайной Божиего милосердия. Поэтому в Богослужебном уставе имеются специальные дни сугубого поминовения усопших, которые подразумевают не только поминовение известных нам почивших, но и людей, память о жизни которых уже давно стерлась из истории. Молитва об умерших – это одна из форм проявления человеком любви.
Поминальная трапеза является формой помощи нуждающимся. Сейчас, как правило, на такой обед приглашают родственников, друзей и знакомых покойного, однако в древности приглашались бедные люди, которым нечего было есть. Такая милостыня продуктами, как и деньгами, сопровождалась просьбой помолиться за усопшего родственника.
Спиртное на христианских поминках не ставится: алкоголь туманит разум, развязывает страсти, а это чревато руганью и ссорами, что никак не может совмещаться с основной целью поминовения – обращению к Богу с молитвой о покойном.
Преподобный Ефрем Сирин напоминает о часе смертном: «Приидет день, братия, непременно приидет, и не минует нас день, в который человек оставит все и всех и пойдет один, всеми оставленный, униженный, пристыженный, обнаженный, беспомощный, не имея ни заступника, ни сопутника, не готовый, безответный, если только день сей застигнет его в нерадении, – в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть (Мф. 24, 50), тогда как он веселится, собирает сокровища, роскошествует, предается нерадению. Ибо внезапно приидет один час – и всему конец; небольшая горячка – и все обратится в тщету и суету; одна глубокая, мрачная и болезненная ночь – и человек пойдет, как подсудимый, куда поведут взявшие его. Много тогда тебе, человек, нужно будет путеуказателей, много помощников, много молитв, много содейственников в этот час разлучения души от тела. Велик тогда страх, велик трепет, велико таинство, велик переворот для тела при переходе в тамошний мир».
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск» №8 (640) апрель 2025 г.