В студенческие годы молодые люди не только получают новые знания и осваивают новую профессию, но и взрослеют. Как и о чем можно и нужно разговаривать с молодежью, рассказал иерей Никита Рыбаков, руководитель православного клуба «Симбирскъ» при УлГПУ им. И.Н. Ульянова.
— Отец Никита, весной при УлГПУ открылся православный клуб «Симбирскъ». Каковы цели создания подобных клубов?
– Я думаю, главная цель – рассказать о Господе Иисусе Христе. Любому христианину, любому священнику важно сообщить свои знания о Боге как можно большему количеству людей. Сейчас в мире много плохой информации, которой лучше не владеть вообще, не смотреть, не читать. Но она входит неконтролируемым потоком в головы подростков и юношей. Поэтому мы должны что-то делать, чтобы они не потонули в этом море грязи, а услышали о Боге, вечности, заповедях и Церкви. Мы не ставим перед собой задачу воцерковить студентов. Главная задача – рассказать, а уж как потом поступит человек – это его выбор. Но если кто-то потом придет на исповедь, причастие, начнет жить по заповедям – это будет большой наградой для священника.
– Чем отличается обычный православный молодежный клуб от православного клуба при вузе?
– Сейчас возрастные рамки молодежи очень расширились и при желании можно делать вид, что ты молод, лет до 50-60. Обычно в молодежные клубы при храмах ходят люди довольно взрослые. Рядом с пожилыми людьми они действительно смотрятся молодежью, но они уже вышли из студенческого возраста. Они уже закончили вузы, у многих есть свои семьи. А в клубе при вузе аудитория гораздо младше.
Отличие состоит еще и в том, что клуб при храме посещают воцерковленные люди, то есть это продолжение их церковной жизни. Студенческий клуб – это только пролог к возможной церковной жизни. Конечно, в клубах при вузах совершенно особая специфика. Здесь человек вообще впервые узнает о многом. Например, недавно мы разговаривали о Символе веры. Несколько человек даже не слышали о Святой Троице. Это не значит, что они не хотели, просто раньше не слышали. Хотя есть и воцерковленные ребята, которым интересно просто пообщаться со священником.
– Каковы ожидания и стремления молодых людей, приходящих в клуб?
– Я вижу, что есть жажда знаний о Христе. Мы, верующие, относимся ко Христу как к Богочеловеку. Для нехристиан – это просто человек, но самый популярный в мире. Его имя, Его образ очень привлекает людей.
Вторичные ожидания – пообщаться с батюшкой, задать какие-то личные вопросы.
– Есть ли запрос на обсуждение конкретных тем?
– В первую очередь это тема брака: как построить семью, как жить целомудренно, жить в рамках Божиих заповедей и при этом быть счастливым человеком. К сожалению, сейчас молодежь лишена возможности взять эту информацию из чистого источника. Это очевидно. И здесь, думаю, не хватает слова Церкви. Те, кто ходит в Церковь, все это знают. А тем, кто не ходит, но хочет строить крепкие семьи, без Церкви все-таки никак.
Даст Бог, кому-то клуб поможет сделать правильный выбор в непростой ответственной ситуации, где-то потерпеть, где-то простить, то есть поступить по-христиански.
– Какие планы и перспективы Вы видите для клуба?
– Перспектива минимум – это сохраниться, это уже будет очень неплохо, а далее – как даст Бог. Нужно отлаживать механизм рекламы. В вузе учатся тысячи людей, и вряд ли все слышали о нашем клубе. Объявления в социальных сетях могут затеряться. Необходима большая работа, чтобы дать понять людям, что у нас происходит. Главная наша надежда – чтобы появился храм при университете, тогда клуб станет общиной.
– В чем заключается сложность миссии среди студенчества? Есть ли какие-то препятствия в этом деле?
– На одной из встреч со студентами, но не в нашем клубе, один студент мне говорил, что все, что было и есть хорошего в России, создал Ленин, до Ленина не было ничего: ни электричества, ни заводов, ни пароходов, была деревня. Это до сих пор живет и мешает. Какая у большевиков картина Церкви? Резко отрицательная, они хотели ее уничтожить и говорили об этом не стесняясь. Поэтому студентам, которые перенимают эти мифы, сложно.
Главная проблема – это негативный фон, который существует в стране по отношению к Церкви. И тут нельзя винить лишь большевиков. Сейчас у многих людей есть неуважение к священству и Церкви, причем именно у тех, кто не был там, не общался со священниками. Люди ругают все: начиная от родителей и заканчивая государством, президентом и Церковью. Но цинизм преодолевается. Нужно общаться, говорить правду о Церкви. Так можно достучаться до людей. Священника уважают тогда, когда он помог в конкретной ситуации, пусть даже советом, но этот совет сработал. Тогда отношение меняется и человек уже реально готов его слушать. Когда человек начинает понимать, что в Евангелии написана правда, он так втягивается, что становится христианином. Поэтому наша, священников, задача – показать, что Христос реален. И что жить, как Он, можно и нужно, и что это прекрасно!
Беседовала Мария Башарина
Газета «Православный Симбирск» №10 (642) 28 мая 2025 года