Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Мудрость подвижников Сирии

    Мудрость подвижников Сирии

    Мы с вами продолжаем путешествовать по древним христианским аскетическим сочинениям. Как христиане древности смотрели на окружающий мир, что ценили, чем восхищались? Хочется надеяться, что найти ответы на эти вопросы поможет цикл наших публикаций. Следующий памятник, о котором мы расскажем, относится к V веку — это «История боголюбцев» блаженного Феодорита Кирского.

    Блаженный Феодорит — известный богослов V века, епископ города Кир в Сирии, представитель Антиохийской богословской школы. Он оказался вовлечен в христологические споры, сотрясавшие Византийскую империю в V веке. Первоначально Феодорит пытался защищать Нестория от нападок и выступал против святителя Кирилла Александрийского. Позднее, однако, он примирился со святым Кириллом, а на Халкидонском соборе (451 г.) отрекся от взглядов Нестория и был принят в церковное общение. Несмотря на это, Пятый Вселенский Собор (553 г.) осудил некоторые сочинения Феодорита Кирского, но личность самого Феодорита и его догматическое учение не подверглись осуждению. Его произведение «История боголюбцев» является важнейшим памятником древнецерковной агиографии и посвящено описанию житий сирийских подвижников IV–V веков, стоявших у истоков восточного монашества.

    Книга состоит из 31 главы. В первых 20 главах описаны жития умерших подвижников, а в главах с 21-й по 30-ю — современников Феодорита. Завершающая 31-я глава, «Слово о Божественной любви», служит заключением-размышлением, где автор подчеркивает, что именно Божественная любовь давала аскетам силы для подвигов, преодоления искушений и достижения духовных высот. Приводя отрывки из Священного Писания, автор пишет: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2 Кор. 5, 14–15). Поэтому живущие уже не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего радостно приемлют все деяния и страдания ради Него… Очевидное доказательство любви к Богу есть соблюдение законов Божиих: кто любит Меня, тот соблюдает заповеди Мои (Ин. 14, 23), сказал Владыка Христос».

    В сочинении описаны подвиги 36 святых, которые подвизались в Северной Сирии (Антиохия, Осроена, Апамея). Большинство из них были лично знакомы с блаженным Феодоритом.

    Основной линией в рассказах является борьба подвижников со страстями, слабостями тела и нечистыми духами. При этом святой напоминает, что плоть не должна восприниматься как враг: она призвана стать инструментом духовного делания. Умерщвляются не телесные потребности, а плотские страсти. При этом идеал святости достижим не только для монахов, но и для всех христиан, призванных к подвижничеству в меру своих сил.

    «Историю боголюбцев» блаженный пишет около 444 года с целью сохранить память о подвигах сирийских аскетов и дать читателям примеры для духовного подражания: «Для желающих получить духовную пользу и сказанного мной предостаточно. Для того я и упомянул о различных видах подвижнической жизни, а к повествованию о мужах добавил повествование о женах, чтобы и старцы, и юноши, и жены имели пред собою образцы любомудрия; чтобы каждый, запечатлев в себе полюбившееся ему житие, считал бы его мерилом и образцом для собственной жизни».

    Труд блаженного Феодорита стал ключевым источником для последующих агиографических сборников (синаксарей, месяцесловов и др.). Значительная часть материалов о сирийских подвижниках в древнерусской традиции восходит именно к этому сочинению.

    Современный перевод «Истории боголюбцев» на русский язык был выполнен в 1996 году в серии «Библиотека отцов и учителей Церкви» профессором А.И. Сидоровым. В нем были исправлены ошибки и недочеты предыдущих русскоязычных переводов этого памятника, а также добавлен комментарий.

    В качестве примера из этого сочинения приведем рассказ о подвижнике Петре, который стоит девятым в списке. Поселившись в Антиохии, Петр все время прожил в чужой гробнице, наверху которой имелось помещение, сколоченное из досок, куда по лестнице могли подняться все желающие. Здесь он затворился и прожил очень долгое время, употребляя холодную воду и питаясь одним хлебом, и то не каждый день, а через день. Мать и бабушка блаженного лично знали этого подвижника.

    Еще до рождения Феодорита Петр исцелил его мать от глазной болезни. Тогда ей было 23 года. При этом сначала подвижник уврачевал ее стремление красоваться перед людьми, так как «она тогда носила серьги, ожерелье и прочие золотые украшения и была облачена в пестрые одежды, сотканные из шелковых нитей, ибо не стяжала еще совершенства в добродетели и, будучи в цветущем возрасте, красовалась своей молодостью».

    В рассказе о Петре автор приводит несколько случаев исцелений и изгнания бесов подвижником. Например, Петр исцелил страдавшего Даниила: «Некогда пришел к Петру один безумный и неистовый человек, мучимый силой злого духа, и старец очистил его своей молитвой и освободил от власти беса. Исцеленный не захотел покинуть Петра и попросил принять его в услужение, что тот и позволил. Я сам знаком с этим человеком, помню сие чудо, видел благодарность, какую питал к Петру исцеленный».

    Блаженный Феодорит упоминает и о чудесной силе исцелений, которая исходила от одежд Петра: «Он, разделив свой пояс на две части (а пояс, сплетенный из крепкого полотна, был широк и длинен), одной половиной его препоясал свои чресла, а другой — мои. Мать, когда заболевал я или отец, всегда возлагала на нас этот пояс, и болезнь проходила. И сама она пользовалась этим врачевством для восстановления своего здоровья. Также многие из знакомых, узнав об этом, постоянно брали пояс для помощи болящим, и повсюду стала известной благодатная сила, действующая в этом старце. Зная о ней, кто-то взял у нас его пояс и, оказавшись неблагодарным к благодетелям, лишил его тех, которые его дали. Таким образом мы потеряли этот дар».

    «История боголюбцев» — это интересное чтение, открывающее дверь в мир христианских подвижников Сирии. Сочинение передает нам духовную мудрость и аскетический опыт этих древних святых.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск» № 18(650) от 24 сентября 2025 года