24 октября 2023 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета. После выступления Святейший Владыка ответил на вопросы учащихся (часть 1).
— Добрый день, Ваше Святейшество. Меня зовут Данила Сазонов, я студент Института истории и политики. После вашего архипастырского слова у меня родился вопрос: скажите, пожалуйста, какими с Вашей точки зрения качествами должен обладать современный учитель и к чему он должен стремиться в современном обществе?
— Я не могу сказать больше того, что я сегодня уже сказал. Опять приведу цитату из Священного Писания: «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (см. Мф. 5:48). А что такое совершенство Божественного Отца? Совершенство недостижимое для человека. Для чего же так сказано? Именно для того, чтобы люди понимали: у совершенства нет предела. Если кто-то, защитив кандидатскую диссертацию, скажет: «Всё уже сделано», — это ошибка. Или защитив докторскую, став профессором, — «ну и хватит, ладно», — и это неправильная установка. Потому что и на вершине, на олимпе научных знаний, на любой высоте в научном сообществе мудрый совестливый ученый всегда будет ставить перед собой вопрос, может быть, жесткий, но правильный: «А я не деградирую? А я не стою на одном месте? А я не читаю одно и то же? А что я сам для себя за это время открыл нового? А чем я могу поделиться со своими учениками?»
Эти критические вопросы обычно не ставят, особенно когда хорошая зарплата, почет, уважение. Но ведь я не порицаю тех, кто не ставит, — такова жизнь, а если еще помножить на семейные хлопоты, иные заботы… Нет никакого порицания в моих словах, но если говорить об идеале — а мы все-таки должны рассматривать идеальную шкалу развития, — то нужно постоянно задавать себе неудобные вопросы и отвечать на них. И если человек, отвечая честно самому себе, видит слабость, недосказанность, недоработанность чего-то, то нужно подвинуть себя на то, чтобы взять очередную высоту.
Если возникнет навык брать очередные высоты, когда у тебя есть диплом, кандидатская, докторская, членство в каких-то академиях, то это означает, что ты действительно ученый. Не чиновник от науки, а человек мыслящий, стремящийся к саморазвитию, стремящийся решить те задачи, которые еще не решены, и внести свой вклад в то, что представляется важным для науки.
То же самое я могу сказать о духовной жизни, о священниках. Многие очень хорошо произносят проповеди, прекрасно совершают богослужения. Но если кто-то из священнослужителей повторит библейские слова: «Душа, все у тебя есть, ешь, пей, веселись!» (см. Лк. 12:19), то в этот момент и наступает регресс.
Движение вперед всегда предполагает критику в адрес самого себя. А если исчезает критика, улыбнитесь сами себе и скажите: «Либо я постарел, либо у меня с мозгами немножко не в порядке, либо я очень устал». И самым лучшим ответом будет: «пожалуй, съезжу-ка я в отпуск и встряхнусь».
— Здравствуйте, Ваше Святейшество. Я Жухлистов Николай, студент Института социально-гуманитарного образования и будущий преподаватель Основ религиозной культуры и светской этики, в том числе Основ православной культуры. Какую роль в Вашей жизни, в Вашем служении Русской Православной Церкви сыграла школа?
— Средняя школа, конечно, закладывала основу, фундамент. У меня обучение в средней школе совпало с рабочей деятельностью — я после восьмого класса вынужден был пойти работать и учился в вечерней школе. Это были очень трудные годы, большая нагрузка, да еще по молодости, по горячности изучал немецкий язык в какой-то языковой школе. Нагрузка была невероятная, и в какой-то момент казалось, что надо все бросить, — а потом этот соблазн проходил, и я продолжал делать то, что должен был делать. Благодарю Бога за всё, как я благодарю Бога — не убоюсь сказать что-то из своей жизни, что вас может шокировать, — за нищету, в которой в то время жил. Мой отец служил священником не в Ленинграде. За проповеди, которые он достаточно успешно произносил, и за уважение, которое к нему питали люди, отца во времена хрущевских гонений перевели из Ленинграда в другое место, ну и мы с ним переехали. Я пошел в школу и, конечно, видел на себе косые взгляды. Потом непрестанные требования вступить в пионеры — но я не мог по убеждениям. Была постоянная конфронтация с учителями на идеологическом фронте, но у них ничего не получилось, в пионеры я не вступил. Не по политическим соображениям, а потому что учителя не смогли мне ответить на заседании педагогического совета, когда я им сказал, что готов вступить в пионеры. Радость была невероятная, все просияли, а я говорю: «Но у меня есть маленькое условие. Я буду каждое воскресенье ходить в церковь, как и сейчас хожу, но, как пионер, буду повязывать красный галстук. Вы с этим согласны?» — Пауза. — «Нет, мы несогласны». — «Тогда я не вступлю в пионеры». И я никогда не был пионером — не по политическим соображениям, а потому что пионерство в то время предполагало отречение от Бога.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси