Притча о мытаре и фарисее многим хорошо знакома. Ее приводит только евангелист Лука. Путь Спасителя в Иерусалим на добровольные страдания подходит к завершению, и притча о мытаре и фарисее является последней в серии притч, произнесенных на этом пути.
Направленная против фарисейских представлений о праведности и благочестии, она поднимает важные темы покаяния и смирения, которые являются основой христианской духовной жизни.
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9-14).
Фарисеи любили молиться напоказ, чтобы их хвалили люди, а также превозносились своими добродетелями. Господь часто критиковал такую «праведность», ведь с ней сочетались презрение к ближнему и самопревозношение. Спаситель же, напротив, призывает Своих учеников не выставлять добродетели напоказ, молиться втайне и не презирать людей грешных и погибающих. Сам Он подавал нам в этом пример – общался с мытарями, блудницами и язычниками, чтобы вытащить их из паутины греха, молился в уединенных местах, чтобы люди Его не видели, пытался скрывать совершаемые Им чудеса исцелений.
Действие притчи происходит в Иерусалимском храме – главном и единственном культовом центре Израиля. Храм представлял собой величественный комплекс зданий, поражавших своим великолепием всех видевших его. Только здесь приносились ветхозаветные жертвы Яхве, находилось Святое святых.
Фарисеи презирали мытарей как людей грешных, предателей своего народа – ведь именно мытари собирали налоги в пользу римлян, захвативших Палестину, и часто брали с соплеменников больше необходимого, чтобы и себе что-то положить в карман.
Обычно фарисеи молились во всеуслышание. Синодальный перевод использует выражение молился сам в себе, которое наводит на мысль, что в данном случае фарисей молится молча. Однако греческий оригинал предполагает перевод, согласно которому фарисей молился к себе. Он не Богу молился, а самому себе – на свои «добродетели». Из притчи мы видим, что молитва фарисея превращается в сплошной поток самовосхваления. Он даже ничего не просит у Бога. Фактически это монолог фарисея, который любуется своей «праведностью». И хотя он традиционно начинает свою «молитву» с благодарения, Богу здесь нет места. Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь, – как сильно отличается дух этой молитвы от молитвы христианской!
Тексты этого периода, дошедшие до нас, говорят о том, что молитва фарисея, приведенная Иисусом Христом в притче, не была чем-то уникальным. Подобные молитвы в фарисейской среде были достаточно распространены. Например, такая: «Благодарю Тебя, Господи Бог мой и Бог отцов моих, что Ты уделил мне место среди тех, кто сидит в училищах… а не среди тех, кто сидит в театрах и в цирках; ибо я тружусь, и они трудятся; я усердствую, и они усердствуют; я бегу, и они бегут; я бегу к саду Эдемскому, а они бегут в ров преисподний». Что здесь не так? Здесь уже вынесен приговор. Здесь человек занял место Бога и осудил других.
В реальности все сложнее. Часто среди «грешников» оказывается много смелых, надежных, честных людей, которые в каких-то ситуациях поступают очень мудро и глубоко по-евангельски. Это удивительно! Это свидетельствует о тайне человеческой души, которую другой человек не знает, но знает лишь один Господь. Вспомним притчу о плевелах на поле. Часто до самого конца не понятно, кто пшеница, а кто плевел. Только на Страшном Суде все наши маски будут сброшены. Туман оправдательных аргументов и отговорок рассеется. Останется только Бог и наша прожитая жизнь.
Если в притче фарисей – символ гордости, то мытарь, напротив, символ смирения. Он не смеет пройти вперед и поднять глаза к небу. Он не замечает молящегося фарисея. Мытарь смиренно взывает: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Он раскаивается в своих грехах и просит у Бога прощения.
В конце притчи Господь подводит итог: мытарь пошел в дом свой оправданным более, чем фарисей: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Выражение более, нежели тот толкуют по-разному. Одни считают, что его не следует понимать в том смысле, что и фарисей был оправдан, хотя и не в такой степени, как мытарь. Фарисей ушел, как об этом говорит контекст речи, прямо осужденным. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Фарисей вышел из храма, потеряв праведность, а мытарь вышел, стяжав праведность, – и слова победили дела. Один делами погубил праведность, а другой словом смиренномудрия стяжал праведность». Фарисей надеялся на свои дела, «заслуги», а не на милосердие Божие.
Другие видят в этой фразе идею того, что Бог как бы отдает дань уважения трудам фарисея в исполнении предписаний Закона, хотя эти труды по новозаветным меркам были бесплодны. Стремясь досконально исполнить букву Закона Моисеева, фарисей остался чужд духу, внутреннему смыслу этого Закона. Например, митрополит Сурожский Антоний в проповеди на тему этой притчи говорил: «Фарисеи были люди, которые были готовы понести тяготу своего подвига; но разбивался этот подвиг о правду Божию на том, что из своего подвига они черпали сознание какой-то мнимой праведности, а любви не достигали… Фарисей не был просто осужден: до часа смертного можно надеяться на прощение, и он был праведен, он был труженик, он вкладывал усилие души и тела в праведность свою. Она была бесплодна, из нее не высекалась даже и искра сострадания и любви – и, однако, это была праведность…».
Как же часто нам в духовной жизни недостает усердия фарисея и смирения мытаря, растворенных любовью!
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»