Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Благодатный дар любящего Бога

    Благодатный дар любящего Бога

    При рассмотрении притч Спасителя мы придерживаемся хронологического принципа: в предыдущих статьях мы разбирали притчи, произнесенные Христом на пути в Иерусалим. Притчей о работниках в винограднике этот период завершается.

     

    Эту притчу приводит только евангелист Матфей. Многим она хорошо знакома по Пасхальному слову святителя Иоанна Златоуста, за основу которого взят текст этой притчи.

    Произнесена она была при подходе к Иерусалиму, видимо где-то в окрестностях Иерихона.

    Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 20, 1-16).

    Созрел виноград. Его нужно собирать. Хозяину виноградника срочно нужны работники. В разное время дня он выходит и призывает никем не нанятых людей на работу к себе в виноградник. В конце дня хозяин каждому платит по динарию. В Палестине за полный день работы обычно платили один серебряный динарий. Этого было достаточно, чтобы одной семье прожить минимум день. Однако те, кто проработал целый день, начинают роптать по поводу того, что их труд и работавших лишь один час оплачен одинаково. Хозяин виноградника отвечает: во-первых, мы с вами договорились за динарий, а во-вторых, я имею право проявить милосердие и заплатить работавшим неполный день как за полный.

    Работники, исполненные зависти, хотят справедливости. Однако вспомним, что Господь в притче говорит о Царствии Небесном, то есть о духовной реальности. В Новом Завете отменяется идея заслуг, характерная для ветхозаветной эпохи. Спасение дается человеку не по его усилиям и стараниям, а как благодатный дар любящего Бога через искупительную жертву Сына Божия Иисуса Христа.

    В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления (Рим. 3, 23-25). И если этот Божественный дар адресован всем людям без исключения, то, к сожалению, не все желают его принять. Поэтому православная аскетика говорит о соработничестве Бога и человека для достижения спасения. Объективно сам человек до крестной жертвы Христа не имел сил, чтобы вернуться к Богу, поэтому Бог приходит к нему на помощь. Но если человек не предпримет необходимых усилий, чтобы принять протянутую ему Господом руку, он тоже не сможет спастись. Господь не может насильно, против воли человека, «втащить» его в рай.

    Царство Небесное в наиболее общем смысле – это пребывание человека в состоянии богообщения, причастности к благодатным дарам Божиим. А если все эти благодатные дары, Сам Бог, Его заповеди и евангельские нормы жизни отвергаются? О каком богообщении может идти речь?

    Эту мысль помогает понять, например, образ моста. Есть пропасть: на одной стороне бесплодная пустыня, на другой – пространство, полное радости и всяческих благ. Над пропастью наконец-то построен мост (Богочеловек Иисус Христос). Теперь каждый сам решает, воспользоваться ли ему этим Путем или нет. Для достижения спасения человеку необходим духовный труд – по мосту еще нужно пройти, но награда на той стороне для всех одна – Небесное Царство. Так будут последние первыми, и первые последними.

    Люди обращаются ко Господу на разных этапах своей жизни – кто в юности, кто в зрелом возрасте, а кто в старости, – но всех Спаситель с радостью принимает. Святитель Иоанн Златоуст, комментируя эту притчу, говорит: «…щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует…».

    Интересно, что в более ранних рукописях Евангелия от Матфея слова ибо много званых, а мало избранных в конце этой притчи отсутствуют. Возможно, переписчик перенес их из другого места Евангелия от Матфея (Мф. 22, 14).

    Было бы неправильно переносить буквальное понимание этой притчи на все реалии нашей земной жизни. Да, если мы воспринимаем действия хозяина как призыв к милосердию и доброте, помощи неимущим, то это вполне допустимо. Однако в земной жизни принято оценивать труды человека в соответствии с вложенными усилиями и достигнутыми результатами. На этой схеме основана система отношений работодателя и работника. Христианство также требует от нас добросовестного исполнения своих обязанностей, причем не только на работе, но и в духовной, семейной, приходской жизни.

    Мысли о том, что можно без труда получить значительные успехи в какой-либо сфере жизни – например, просто совершив некий магический акт или выиграв в казино крупную сумму денег, – к сожалению, являются установкой незрелого, еще детского сознания и в реальности не работают. Кроме того, нас окружает много людей недобросовестных, желающих «сделать деньги» на тех, кто мыслит подобным образом, – попросту обмануть.

    Православие всегда призывало человека к осознанному, ответственному труду, усилиям для достижения поставленных духовных и материальных задач, а не к вере в сказку о золотой рыбке. Вспомним замечательный принцип жизни, которым руководствовался преподобный Бенедикт Нурсийский: «Ora et labora», то есть молись и трудись! Иного пути у нас нет…

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»