В 2024 году празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также особое поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, выпадает на воскресенье, 4 февраля. Две этих памяти совершаются вместе в один день, так как объединяют прославленных в лике святых и непрославленных священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших за Христа в период гонений от атеистической власти в нашей стране после революции 1917 года.
Кто такие новомученики?
В Русской Церкви новомучениками называют святых, «прославленных за мучения и исповедание веры в годы гонений со стороны советских богоборческих властей в новейший период отечественной истории, начиная с первых жертв гражданской войны и заканчивая священнослужителями и
мирянами, умершими в лагерях от тягот и лишений в начале 50-х годов ХХ века». Исповедниками принято называть христиан, которые после мучений остались в живых и умерли позже естественной смертью. Дату празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Российской установил Архиерейский Собор в 1992 году. Изначально эта память должна была совершаться 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. Как определить день почитания?
Архиерейский Собор 2013 года, учитывая практику Русской Зарубежной Церкви, установил следующие правила для определения даты празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: совершать его следует 25 января (по старому стилю) в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января приходится на дни от понедельника до среды; в следующий за этой датой воскресный день, если 25 января приходится на
дни от четверга до субботы. 25 января (по старому стилю) – дата убиения в 1918 году большевиками первого священномученика из русских архиереев, митрополита Киевского и Галичского Владимира (Богоявленского).
Следует заметить, что изменение в названии Собора «Российской» Церкви на «Русскую» говорит о том, что Собор включает в себя не только новомучеников и исповедников, пострадавших на территории современной России, но и тех, кто претерпел гонения и смерть на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, было установлено определением Священного Синода от 30 января
1991 года.
Прошения о гонимых
Начало почитанию новомучеников и поминовению убиенных положил Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, члены которого были свидетелями тех страшных событий. 5 (18) апреля 1918 года было опубликовано постановление Собора «О мероприятиях, вызываемых происходящими гонениями на Православную Церковь», в котором предписывалось:
«1. Установить возношение в храмах за Богослужением особых прошений о гонимых ныне за Православную Веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках.
2. Совершить торжественные моления: а) поминальное о упокоении со святыми усопших и б) благодарственное о спасении оставшихся в живых.
3. Установить в России ежегодное молитвенное поминовение в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников…».
Жертвы бурь
15 (28) мая 1918 года Патриарх Московский и всея России святитель Тихон (Беллавин) в своем Послании Константинопольскому Патриарху Герману V о воздвигнутых на Церковь Божию в России гонениях писал: «С глубочайшей скорбью возвещаем Вашей братской любви, что чистой жертвой воздвигшейся бури пал возлюбленный брат Наш во Христе, Высокопреосвященный митрополит Киевский, Владимир (Богоявленский). Во время кровавой борьбы, бушевавшей в матери градов русских – древнем и священном Киеве, приснопамятный святитель Владимир извлечен был вооруженными людьми из места своего пребывания во святой Киево-Печерской обители и предан ими насильственной смерти без суда» И далее: «Просим святых молитв ее [Константинопольской Церкви] и о павших от рук злодеев при исполнении святых своих пастырских обязанностей честных иереев Божиих: о. протоиерее Иоанне, убиенном в Царском Селе при совершении им крестного хода с молением об умиротворении Родины, о. протоиерее Петре, павшем в святой Александро-Невской лавре в Петрограде, когда он устремился на то, чтобы убедить ворвавшихся вооруженных людей удержаться от насилия в стенах святой обители, о. Ионе в городе Симферополе, извлеченном из храма Божия, когда он под обстрелом совершал на святом жертвеннике Божественную проскомидию. Злодейские руки не остановились пред убийством и других иереев Божиих, при разных случаях и обстоятельствах. Но и благочестивые миряне не были пощажены от применения к ним мер насилия. Не упоминая о других жестоких действиях, которым они подверглись и продолжают подвергаться за свою преданность вере и истине, со скорбью поведаем Вашему Святейшеству лишь о том, что в разных городах нашего Отечества, как то: Воронеже, Туле, Твери, Омске – народ, шествовавший за святым крестом и иконами с пением молитвы в крестных ходах для моления Бога об умиротворении жизни и о хранении Его Церкви, подвергся обстрелу, причинившему смерть и ранения немалому числу благочестивых мужей, жен и детей». В советский период открытое почитание жертв этих гонений было невозможно, однако неравнодушные люди в России и за рубежом собирали сведения о пострадавших, сохраняя о них память.
Канонизация
На Западе в 1981 году Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви совершил торжественное прославление Собора новомучеников и исповедников Российских, в числе которых были также члены царской семьи.В СССР только на закате советской эпохи, в 1989 году, Архиерейским Собором Русской Православной Церкви первым в числе новомучеников был прославлен святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России, который в настоящее время стоит во главе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. В тот период активно собирались материалы о жизни и подвигах мучеников и исповедников веры, происходили новые канонизации.В 2000 году Архиерейский Юбилейный Собор прославил поименно для общецерковного почитания в лике новомучеников и исповедников 814 святых, а также последнего российского императора Николая II и членов императорской семьи.В настоящее время работы по изучению архивных материалов продолжаются. В 2022 году в своем Послании, посвященном 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей, Святейший Патриарх Кирилл, размышляя о причинах трагических событий XX века, отметил, что «все попытки построить светлое будущее без Бога обречены на неудачу, а посему и не могут дать людям столь желанного счастья и благополучия. Поистине, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1). Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого главного урока минувшего столетия».
Иерей Димитрий Трофимов
Газета “Православный Симбирск”