В Евангелии от Матфея притча о брачном пире следует сразу за притчей о злых виноградарях. Спаситель также произносит ее в Иерусалимском храме, обращаясь к первосвященникам и старейшинам.
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 2-14).
У евангелиста Луки есть близкая по содержанию притча. Очевидно, что Христос периодически произносил притчи с одним и тем же сюжетом, изменяя детали рассказа в зависимости от места, обстоятельств и слушателей. Если притча о брачном пире в Евангелии от Луки сказана в контексте дружественной трапезы, то притча, приведенная у апостола Матфея, произносится в напряженной обстановке, пропитанной враждебностью к Спасителю.
Хозяин дома, который устраивает брачный пир, – это царь. Как правило, если в притче появляется фигура царя, то он символизирует Бога. У царя есть сын, для которого и устраивается пир. Сын символизирует Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Царь дважды приглашает гостей на пир, но они отказываются, причем в грубой форме, причиняя вред слугам царя. Иными словами, эти люди показывают открытое пренебрежение к царю, что, конечно, если бы действия притчи происходили в реальности, заставило бы признать их безумными, лишенными всякого чувства самосохранения. А возможно, они были ярыми врагами царя. Царь не оставляет такое их поведение без внимания, он истребляет этих убийц и сжигает их город.
Древние толкователи, восточные и западные, понимали под первой группой слуг ветхозаветных пророков, а под второй – проповедников христианства, учеников Иисуса Христа, которые будут гонимы и умерщвляемы за свою веру.
Как и в притче о злых виноградарях, в притче о брачном пире происходит замена прежних лиц – тех, кто не оправдал доверие хозяина/царя, – другими, «способными принесть плод», «злыми и добрыми». Это общая идея этих двух притч.
По мысли святителя Иоанна Златоуста, притча о брачном пире говорит о событиях жизни первохристианского поколения – разрушении Иерусалима в 70 году и изгнании евреев с их земли: «Так как они не захотели прийти, но убили пришедших к ним, то Он сжег города их и, послав войско, истребил их. Этим Он [Господь] предсказывает события, случившиеся при Веспасиане и Тите… Не тотчас по смерти Христа случилось истребление города, но спустя сорок лет, – после того, как они убили Стефана, умертвили Иакова и надругались над апостолами, – чтобы видно было Его долготерпение. Видишь ли, как точно и скоро исполнились самые события? Это случилось еще при жизни Иоанна и многих других, бывших с Христом, и свидетелями этих событий были те, которые слышали это предсказание. Заметь особенное попечение Божие».
Брачный пир понимался церковными толкователями как образ участия в радости и полноте Небесного Царствия, а также как символ таинства Евхаристии. Христос сочетается с душой верующего чистым и непорочным браком через Святую Евхаристию. Как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, Спаситель через это таинство «пребывает в нас бестелесно, и соединяется с существом и естеством нашим неизреченно, и нас обоготворяет, так мы делаемся одним телом с Ним, становясь плотью от плоти Его».
В конце притчи появляется эпизод с человеком, одетым в небрачную одежду. Этого эпизода нет у евангелиста Луки. На Востоке существовал обычай, согласно которому всем пришедшим на пир при входе давалась особая одежда. Если человек находился на торжестве без такой одежды, то это значило, что он отверг царский дар, а, следовательно, его поступок сравним с действиями тех, кто оскорбил царя.
Если пир рассматривать как символ новозаветной эпохи или период исторического бытия Церкви Христовой, то в человеке без брачной одежды можно видеть того, кто отверг свое христианское призвание. Святитель Григорий Великий под брачной одеждой понимает христианскую любовь, которой, несмотря на принятое Крещение, не имел этот человек. В Церкви в настоящее время, как и везде, перемешаны и добрые и злые, христиане по жизни и христиане лишь по имени, усердные и нерадивые. Всем членам Церкви дается возможность при их благом усердии изменить свою жизнь и пребывать в спасительной благодати Божией. Реальный плод христианской жизни членов Церкви будет явлен при Втором пришествии Христовом, и произойдет окончательное разделение на праведников и грешников.
Много званых, а мало избранных. Если призвание в Церковь осуществляется через проповедь, то избрание – через опыт христианской жизни. Верующему необходимо приложить усилия, чтобы достичь совокупности совершенства, которая есть любовь. Апостол Павел в Послании к Колоссянам призывает христиан одеться в одежду добродетелей: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле [здесь апостол Павел уподобляет Церковь Христову человеческому телу, системы которого работают слаженно], и будьте дружелюбны (Кол. 3, 12-15).
Именно эту светлую одежду христианских добродетелей предлагает надеть нам Христос, чтобы войти в Его Небесное Царство.
Иерей Димитрий Трофимов