Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Последние события земной жизни Спасителя

    Последние события земной жизни Спасителя

    «В эти дни совершались величайшие события – страдания и смерть Богочеловека за род человеческий. Эти события столь велики и многозначащи, что если бы они не совершились, то мир и человеческий род погибли бы, как Содом и Гоморра или как первый мир, истребленный потопом»

    – так писал о днях Страстной седмицы святой праведный Иоанн Кронштадтский. Эту неделю Церковь особо чтит, день за днем вспоминая последние события земной жизни Спасителя. В четверг была совершена Тайная Вечеря, в пятницу Спаситель был осужден и распят, в субботу находился во гробе.

     Христос – новая Пасха

     

    Тайная Вечеря – последняя трапеза, которую совершил Иисус с учениками накануне Своей крестной смерти. Об этом событии говорят все четыре евангелиста, а также апостол Павел в Первом послании к Коринфянам.

    В год распятия Христа ветхозаветная пасха приходилась на субботу (начиналась с вечера пятницы). Так как закон субботнего покоя был выше пасхи, то жертвоприношение агнца переносили на четверг. В этот день вечером Господь, зная, что Ему предстоит смерть, вкусил агнца с учениками. Являясь истинным Пасхальным Агнцем, Господь умирает на Кресте, «закалается», вечером в пятницу – на праздник ветхозаветной пасхи, преображая ее в Пасху новозаветную. Сам Бог умирает, чтобы спасти людей от греха и смерти.

    Тайная Вечеря проходила в Сионской горнице – верхней комнате одного из домов Иерусалима. В четверг апостолы должны были успеть до шести вечера принести в жертву в Иерусалимском храме ягненка, подготовить место для ужина и сам ужин. Агнца запекали особым образом, не ломая костей. На столе должны были стоять пресный хлеб, соленая вода, салат из горьких трав, паста из орехов и фруктов, четыре чаши вина.

    Тайная Вечеря началась как обычная ветхозаветная пасхальная трапеза, имевшая строгий ритуал. Евангелисты описывают ее очень кратко, говоря лишь о том, что имеет непреходящее, вечное значение.

    Апостол Лука упоминает спор учеников о старшинстве: Был же спор между ними, кто из них должен почитаться большим (Лк. 22, 24-30). Вероятно, причиной спора послужил вопрос о том, кто должен умыть ноги присутствующим на Вечере. Дом был наемный, и слуги, который это обычно делал, не имелось. В сознании учеников эта миссия была унизительна.

    Эпизод об умовении ног приводит только евангелист Иоанн. Христос Сам умывает ноги ученикам. Возможно, так Спаситель отреагировал на спор о старшинстве. Он показал апостолам пример смирения, сказав: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 14-15).

    Об изобличении предателя Иуды Искариота и его уходе с Вечери упоминают все евангелисты. По евангелисту Иоанну, после умовения ног Иисус возмутился духом и сказал: один из вас предаст Меня. Каждый ученик стал спрашивать Христа: не я ли, Господи? Спаситель тихо ответил предателю: да, ты. Иуда ушел с Вечери. Спаситель специально не открывает предателя, так как апостолы могли его убить. Господь намеками ведет Иуду к покаянию, но последний еще больше ожесточается, открывая диаволу возможность действовать в своем сердце.

    Установление таинства Евхаристии было центральным событием Тайной Вечери: Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11, 23-26).

    Спаситель, используя язык жертвоприношения, говорит о Себе как о Пасхе, то есть Жертвенном Агнце. Новый Завет основан на крови Иисуса Христа. Его смерть – это искупление, освобождение, исход из царства смерти для тех, кто примет этот дар.

     

    «Уже немного говорить Мне с вами»

    Прощальная беседа Господа с учениками началась в Сионской горнице после ухода Иуды Искариота и завершилась у подножия Масличной (Елеонской) горы.

    Основные темы прощальной беседы – прославление Сына Человеческого через страдания, разлука с учениками, ниспослание Святого Духа ученикам. Первая часть беседы заканчивается словами: Уже немного говорить Мне с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14, 30-31). После этих слов Господь вместе с учениками вышел из помещения и направился на Елеонскую гору, навстречу «князю мира сего», который в лице Иуды уже приближался.

    Проходя через виноградники, Иисус продолжал беседу. Спаситель – лоза, ученики – ветви. Церковь – это органическое единство лозы и ветвей. Смысл пребывания на лозе – это принесение плода, то есть стяжание добродетели любви. Спаситель, предрекая гонения ученикам, предупреждает, что церковному союзу любви противостоит ненависть мира сего. Утешением в печали для учеников служит обещание ниспослания Святого Духа и скорого возвращения Господа.

    Продолжением прощальной беседы является Первосвященническая молитва, в которой Иисус Христос обращается к Богу Отцу. Спаситель является одновременно и Первосвященником, и Жертвой. Господь молится о Себе Самом, за учеников, за Церковь. Прославление Сына Божия через Страсти открывает ученикам жизнь вечную, которая есть богопознание, то есть единение учеников с Богом. Спаситель молится об освящении учеников и сохранении их в «ненавидящем» мире.

    Окончив Первосвященническую молитву, Спаситель с учениками перешел поток Кедрон – ручей, который отделял Иерусалим от Елеонской горы. Поток наполнялся водой от сильных дождей, но обычно его русло было сухим. За Кедроном был сад из оливковых деревьев, который назывался Гефсимания – буквально «пресс для выжимания масла».

    Ученики хотели отдохнуть здесь после Вечери, но Господь не спал. Взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Он отошел в сторону, чтобы помолиться Богу Отцу о предстоящей «чаше крестных мук»: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Господь трижды встает на молитву. Лука сообщает о явлении Господу Ангела, который укреплял Его, а также о кровавом поте Спасителя во время молитвы. Иисус просит апостолов быть вместе с Ним и бодрствовать, но они засыпают от усталости. Наконец после третьего раза Иисус обращается к ученикам: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня (Мф. 26, 45-46).

     

    Арест

    Иуда Искариот привел в Гефсиманию не только первосвященников и старейшин израильских, но и отряд римских воинов. Толпа пришла с факелами, хотя должно было быть полнолуние. Видимо, они предполагали, что Иисус будет прятаться.

    Иуда указал, Кого следует арестовать, поприветствовав Христа дружеским лобзанием. Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого (Лк. 22, 48). Евангелист Иоанн приводит здесь интересный эпизод. Спаситель обращается к толпе: «Кого ищете?». Ему отвечают: «Иисуса Назарянина». Господь говорит: «Это Я». Следует неожиданная реакция толпы – они «отступили и пали на землю». Почему? Первосвященники услышали священное имя Божие и пали ниц, а у воинов сработал инстинкт – пригнулись стоящие впереди, пригнулись и они. Лука добавляет, что апостол Петр ударил мечом раба первосвященника и повредил ему правое ухо. Иисус останавливает Петра и исцеляет рану.

    Спаситель обращается к первосвященникам, начальникам храма и старейшинам: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы (Лк. 22, 52-53). Христос арестован. Ученики, оставив Его, бежали. За Господом следуют только апостолы Петр и Иоанн. Остальные где-то в страхе прятались.

    Скорее всего, Спасителя вели из Гефсиманского сада в Иерусалим той же дорогой, которой Он туда шел. По преданию, у потока Кедрон Христа толкнули, и Он ударился лицом о камень. Вероятно, плененного Господа ввели в Иерусалим через Золотые ворота, то есть через те, которые видели Его торжественный вход в город пять дней назад.

     

    «Виновный» в богохульстве

     

    Ночью с четверга на пятницу состоялся суд над Господом в доме первосвященников Анны и Каиафы. Сначала Иисуса отвели к Анне – экс-первосвященнику, занимавшему должность с 6 по 15 год н.э. Анна был опытным мастером политической интриги. Затем – к действующему первосвященнику Каиафе. Считают, что оба они жили в одном доме и имели общий двор.

    Анна не обвиняет Иисуса. Он спрашивает, чему Он учил и кто Его ученики. Анна хотел представить дело Иисуса как разоблачение тайной организации заговорщиков.

    Во двор первосвященника вошли апостолы Петр и Иоанн. Исполняется пророчество Спасителя об отречении апостола Петра, который испугался служанки, опознавшей в нем ученика Христова. Допросив, Анна отослал Спасителя к Каиафе. Когда Христа вели по внутреннему двору, Он посмотрел на отрекшегося Петра.

    У Каиафы прошло предварительное ночное совещание синедриона. Приговор Иисусу уже был предопределен – смерть. Два свидетеля слышали, как Иисус обещал «разрушить Иерусалимский храм», но этого было мало. Иисуса обвиняют в богохульстве – Он назвал Себя Христом и Сыном Божиим. За это полагалось побиение камнями. До утра Иисус терпел побои и издевательства во дворе первосвященника.

     

    «Распни Его!»

    В пятницу официальное заседание синедриона собиралось для соблюдения внешней формы законности суда. Заседание проходило рано утром в помещении синедриона. Спасителя, как и на совещании ночью, обвиняют в богохульстве: И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его (Лк. 22, 70-71).

    Смертный приговор Иисусу должен был утвердить римский наместник, пятый префект Иудеи Понтий Пилат. Его резиденция находилась в Кесарии Приморской, но на большие праздники он приезжал в Иерусалим для обеспечения порядка в городе.

    Иисуса привели к Пилату. Обвинители, чтобы не оскверниться, не вошли в языческое помещение – преторию (судебную палату римского правителя), которая, вероятно, находилась в крепости Антония на северо-западе от Иерусалимского храма. Пилат вышел к ним на каменный помост-лифостротон. До обвинения в богохульстве язычнику не было дела, поэтому Христа стали обвинять в том, что Он называет Себя Царем, призывает не платить подать кесарю и смущает народ.

    Пилат не поверил обвинениям и хотел отпустить Иисуса, но собравшаяся толпа требовала распять Спасителя. Пилат не хотел принимать такое решение и, узнав, что Иисус из Галилеи, посылает Его к тетрарху Ироду, который также находился в то время в Иерусалиме. Однако и Ирод не находит вины в Иисусе и, насмеявшись над Ним, одевает Его в белую одежду (символ чистоты) и отсылает назад к Понтию Пилату.

    Существовал обычай, согласно которому римский префект отпускал на праздник пасхи одного из заключенных. Пилат надеялся, что народ выберет Иисуса, но старейшины подкупили людей, чтобы те просили освобождения убийцы и бунтовщика Вараввы.

    Пилат отдал Иисуса на избиение: воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам (Ин. 19, 2-3). Пилат опять вышел и сказал толпе: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Избитого Иисуса вывели в терновом венце и в багрянице. Однако такое «слабое» наказание не удовлетворило толпу, она еще сильнее закричала: возьми, возьми, распни Его. Римскому префекту пригрозили доносом императору: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19, 12). Пилат уступил и отдал Христа на распятие.

     

    Под тяжестью Креста

     

    Спаситель должен был нести орудие Своей казни – Крест. Путь вел от претории на Голгофу – холм вне стен Иерусалима. По преданию, на месте этого холма был погребен Адам. Силы оставили утомленного и избитого Иисуса Христа – Он падал под тяжестью Креста. Палачи заставили нести Крест некоего Симона Киринейского. За Христом шла толпа, в которой были плачущие израильские женщины. К ним Спаситель обратился и предсказал разрушение Иерусалима в 70 году римскими войсками: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23, 28).

    Распятие произошло в пятницу в период между 9:00 и 12:00. Когда Иисус пришел на Голгофу, отряд римских воинов под командованием сотника Лонгина пригвоздил Его ко Кресту. Справа и слева от Христа были распяты два разбойника. Иисусу дали вино, смешанное со смирной, – напиток, притуплявший сознание. Но Он отказался пить, так как хотел перенести страдания с ясным умом. У римлян использовались кресты разной формы. Крест Христов был восьмиконечным: помимо столба и перекладины для рук снизу была доска для упора ног, а сверху табличка с написанием вины распятого – «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Распятый претерпевал мучительную, медленную смерть, которую сопровождали судороги мышц, боль от нервных окончаний, раздраженных гвоздями, удушье.

    Воины делили одежды Иисуса, которые по закону становились их собственностью. Верхнюю одежду разорвали на части, а о нижней – хитоне, который, по преданию, ткала Богородица, – бросили жребий. Проходившие мимо и праздные зеваки хулили Иисуса и насмехались над Ним. Один из распятых разбойников, которого Церковь называет благоразумным, покаялся перед Спасителем в своих злодеяниях и первым вошел в Царство Небесное. У Креста происходила трогательная сцена – умирающий Господь поручил заботу о Своей Пречистой Матери апостолу Иоанну Богослову.

    Распятие Спасителя сопровождали чудесные явления – между 12:00 и 15:00 землю покрыла тьма, было землетрясение; завеса храма, отделявшая Святое Святых, разорвалась на две части, воскресли некоторые умершие праведники и вошли в Иерусалим. Находившийся при Кресте Господнем сотник Лонгин исповедал Христа Сыном Божиим.

    Последними словами Христа на Кресте были Совершилось (Ин. 19, 30) и Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46).

    В связи с тем, что приближалась пасха (вечер пятницы), синедрион просил Пилата ускорить смерть осужденных – перебить распятым голени (так человек не мог приподниматься на кресте и полноценно дышать). Иисус уже умер, поэтому Ему голени не повредили (что соответствует обрядовым предписаниям заклания пасхального агнца), но пронзили ребра копьем, чтобы удостовериться в Его смерти.

     

    Успеть до захода солнца

    Погребение Христа происходило вечером в пятницу, за два часа до захода солнца. Иосиф Аримафейский (Аримафея – город недалеко от Иерусалима), член синедриона, который не участвовал в осуждении Спасителя, пришел к Пилату и попросил у него тело Господа для погребения. Обычно тела на крестах показательно висели несколько дней и становились пищей для птиц.

    Никодим, еще один тайный ученик Спасителя, принес благовонный состав из смирны и алоя. Иосиф Аримафейский купил плащаницу – длинное полотно, которым обвили тело Иисуса, предварительно натерев его благовониями. Гробом для Пречистого тела Спасителя послужила пещера в саду Иосифа, недалеко от Голгофы. Все делалось очень быстро, чтобы успеть до захода солнца.

     

    Ожидание

     

    По учению Церкви, в субботу Господь телом находился во гробе, душой сошел во ад, а Божеством не разлучался с Отцом.

    Первосвященники и фарисеи пришли к Понтию Пилату, уже не обращая внимания на соблюдение субботних предписаний, и просили его установить у гроба Господня стражу. Префект приказал им использовать стражу из римских воинов, которые в период больших праздников находились в распоряжении синедриона. Стража была поставлена. Гроб опечатан. Мир замер в ожидании Светлого Христова Воскресения.

     

    Иерей Димитрий Трофимов