Воскресенье 19 мая ― Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Иногда этот день называют «православным женским днем». Об этом празднике, а также о роли современной женщины в семье, обществе, Церкви мы беседуем с митрополитом Симбирским и Новоспасским Лонгином
– Владыка, почему Церковь выделила отдельную Неделю, для того, чтобы вспомнить о святых женах-мироносицах?
– Для того, чтобы почтить память тех женщин, которые сопутствовали Христу во время Его земной жизни и проповеди. Их подвиг состоит еще и в том, что они вместе с Божией Матерью стояли на Голгофе во время распятия Спасителя, погребали Его вместе с Иосифом и Никодимом, когда практически все ученики Господа бежали. Как бы в награду за этот подвиг они первыми узнали о Воскресении Христовом, а Мария Магдалина первой беседовала и с Самим Воскресшим Господом.
– В связи с этим праздником хотелось бы поговорить о роли и служении женщины. Ее традиционная роль как хранительницы домашнего очага сегодня считается устаревшей. Современный идеал – женщина-лидер, которая реализует себя в работе, в творчестве, занимается спортом, путешествует и так далее. Как Церковь смотрит на это?
– Бог создал человека – мужчину и женщину – разными. У них разное предназначение, разные «сферы ответственности» в мире. Действительно, сегодня семья и дети для многих отходят на второй план. Мы знаем, как много людей сегодня не имеют никакого желания «связывать» себя узами брака, потому что это заставляет тратить свою жизнь, здоровье и средства на других людей. Это очень печально.
Для женщины до конца существования человеческого рода всегда важнее всего будет то, ради чего создал ее Господь, – семья и дети. Другое дело, что сегодня далеко не все готовы видеть в создании семьи цель своей жизни. Современный феминизм порой доходит до самых агрессивных форм. И здесь трудно говорить о том, что создается какая-то альтернатива установленному Богом порядку. Скорее, это просто вырождение, деградация.
В то же время нормальное соучастие в жизни общества для женщин вполне естественно. Нужно только находить правильную меру между своим истинным предназначением и общественной, политической, деловой активностью. Если женщина это равновесие находит – честь ей и хвала.
– Часто бывает, что женщина первой в семье приходит в храм. И ей больно сознавать, что супруг, подросшие дети остаются неверующими. А им, в свою очередь, бывает досадно, что она так много времени проводит в храме…
– Во все времена это большое искушение. И для того, чтобы его преодолеть, нужны любовь, чувство такта и готовность терпеть друг друга. Если этих качеств в семейной жизни не выработалось в отношении других вещей, то, конечно, будут проблемы. И муж будет ругаться: почему жена в воскресенье в церкви, и почему «детей туда потащила»… И жена будет переживать: почему муж, скажем, в Страстную пятницу вместо того, чтобы уважить ее чувства, смотрит футбольный матч по телевизору…
Что можно посоветовать такой верующей женщине? Ходить в церковь, но при этом не забывать мужа, не бросать его, скажем, без обеда. Люди старшего поколения как-то выходили из этой ситуации: шли на раннюю Литургию, а потом дома делали все, что необходимо, исполняя свои обязанности жены и матери. Это испытание терпения, любви и вообще основных человеческих качеств.
– Есть еще такой путь, как монашество. Многие считают, что монахинями становятся женщины, у которых не сложилась личная жизнь…
– Это принципиально не так! Монахами и монахинями становятся те, кто любит Бога. Причем любит настолько, что все остальные, замечательные, правильные вещи, такие, как создание семьи, отходят на второй план или становятся необязательными. Монашество – это путь человека, который настолько полюбил Бога, что от многого отказался ради Него. Не потому, что он гнушается браком, и уж тем более не потому, что брак не удался.
Если человек приходит в монастырь от житейской неудачи, то неудача постигнет его и в самом монастыре. Мой многолетний опыт говорит о том, что самые хорошие монахи и монахини получаются из тех, кто был бы самыми хорошими мужьями и женами в обычной жизни.
– Владыка, у нас есть несколько вопросов от читателей. Один из них звучит так: «Есть ли возможность церковного служения для женщин?»
– Сколько угодно. Женщины и поют, и читают, помогают на службе. Это и волонтерство, и служение милосердия.
– Марина задет вопрос: «В Писании есть слова, что женщина спасается через чадородие. Мне 45 лет, у меня только один уже взрослый ребенок. Многие мои подруги вообще не смогли создать семью. Что же нам делать? Как относиться к этим словам?»
– Тут не имеется в виду многодетность – «чем больше детей, тем ближе спасение». Само воспитание одного или нескольких детей, материнская самоотдача – это и есть спасение для женщины, о котором говорит апостол.
– Следующий вопрос задает Мила: «Мне 34 года, и проблема моя не нова. Очень хочу создать семью, но встречаются мужчины, к которым ни душа, ни сердце не лежит. Подскажите, как мне вымолить счастье?»
– Молиться Божией Матери, просить о помощи святых супругов – тех, кто прожил добрую, долгую, счастливую жизнь в супружестве, например, преподобных Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия.
– Пишет Наталья: «В нашем дворе живет несколько мусульманских семей. Меня поражает то, что женщины-мусульманки горды своими детьми, воспринимают беременность как награду. Они довольны и счастливы своими детьми. Почему же у нас многодетность воспринимается как странность, дети считаются тяжким бременем? Причина в том, что большинство людей у нас небогаты? Или (как я часто думаю) что-то ″сломалось″ в нашем народе, в душах людей? Только в Церкви, когда я стала ходить в храм, я встретила счастливые многодетные семьи. Как Вы думаете, Владыка, можно ли изменить эту ситуацию?»
– К сожалению, действительно, в народе сломалось не что-то, а самый хребет. Наш народ находится в покалеченном состоянии, прежде всего, в духовном смысле. И все эти заклинания, которые мы слышим постоянно – о том, что нужно заботиться о себе, любить самого себя, брать от жизни все – как раз и приводят к такой ситуации, о которой написано в письме. Люди верующие, религиозные относятся к жизни по-другому – будь то христиане или мусульмане. Для них семья и дети – это дар Божий, это радость, это благословение Божие. Собственно говоря, это и обеспечение своей старости, и все, что угодно. И Наталья правильно пишет, что в Церкви она встретилась с тем же самым, что видела у своих мусульманских соседей. Нас часто спрашивают: «А что Церковь делает для того, чтобы улучшить демографическую ситуацию?» – Что она может делать? Строить храмы, и это главное. Чем больше будет в Церкви людей, тем больше их будет стараться жить нормальной, правильной, естественной, заповеданной Богом жизнью. Тогда и демография улучшится, и экология, и все прочее. Только в Церкви по-настоящему раскрывается призвание человека, и в первую очередь, в отношении семейной жизни.
– Владыка, что бы Вы хотели пожелать женщинам в преддверии праздника?
– Счастья. По-моему, это самое главное, что можно пожелать любой женщине, впрочем, как и мужчине. Счастья семейного, радоваться радостью своих детей, внуков. Это то, чего желает каждый человек.
Беседовала Наталья Горенок
№ 9 (545) 12 мая 2021 г.