Книга Деяний святых апостолов читается за богослужением в период от праздника Святой Пасхи до Пятидесятницы. В каноне книг Нового Завета она следует после четырех Евангелий.
В Деяниях описываются события первых десятилетий истории Церкви Христовой. Книга охватывает период в 33 года – от Вознесения Господня до прибытия апостола Павла в Рим, где его заключили под домашний арест.
Автором Книги Деяний является евангелист Лука. Деяния продолжают Евангелие от Луки. Обе книги объединены общим замыслом. Господь умирает и воскресает в Иерусалиме, и из Иерусалима Благая Весть распространяется по Римской империи, достигая в итоге ее столицы. Обе книги Лука посвятил некоему «достопочтенному Феофилу». Вероятно, это был влиятельный римский чиновник, возможно даже участвовавший в судебном процессе над апостолом Павлом. По преданию, евангелист Лука – врач, историк и живописец – был спутником апостола Павла. Об этом свидетельствуют, в частности, так называемые «мы-отрывки», когда Лука говорит от первого лица, описывая некоторые эпизоды из путешествий Павла.
Пример: И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там (Деян. 16, 9-10).
Если в событиях, описанных в главах 1-15 (история Церквей в Иерусалиме, Кесарии и Антиохии), апостол Лука не принимал личного участия, то события глав 16-28, посвященных преимущественно апостолу Павлу, могли быть записаны апостолом Лукой как очевидцем, а также со слов самого Павла – «апостола язычников».
Скорее всего, Книга Деяний была написана в Риме между 63 и 70 годом. Также есть предположение, что она появилась между 70 и 90 годом. Автор стремится показать, что Святой Дух принимает активное участие в жизни Церкви с первых дней ее существования, способствуя ее росту, а также – показать представителям римской власти, что христианство не представляет угрозы и не ведет никакой подрывной работы. Книга завершается рассказом о пребывании в Риме под домашним арестом апостола Павла, который имел возможность проповедовать Христа приходившим к нему людям: И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно (Деян. 28, 30-31). Символично, что «апостол язычников» достиг «центра мира» – столицы могущественной языческой Римской империи.
Евангелист Лука в Деяниях выступает как первый церковный историк. Для того чтобы написать свой труд, он проработал большое количество письменного и устного материала, общался с очевидцами описываемых событий. Сложность состояла в том, что за период в 30 лет нужно было отсеять второстепенные события и оставить главные. За это время христианство быстро распространилось по Средиземноморью – через 30 лет после Воскресения Христова уже в каждом крупном городе Малой Азии, Греции, Италии была минимум одна христианская община.
В Деяниях упомянуто 32 страны, 54 города, 9 средиземноморских островов, а также 95 человек, из которых 27 – чиновники. Точность деталей Книги Деяний, например титулы римских чиновников, неоднократно подтверждалась археологическими находками, что говорит об эрудиции и тщательности работы апостола Луки.
Однако автор Деяний не историк в современном смысле. Для него история и богословие тесно связаны. Прежде всего он богослов, который представляет исторические события в их богословской взаимосвязи и значении для веры.
Несмотря на то что книга называется «Деяния святых апостолов», преимущественно в ней описана деятельность первоверховных апостолов Петра и Павла. Также, например, упоминаются апостолы Стефан, Филипп, Варнава, Иаков, брат Господень.
Одну пятую часть книги занимают речи и проповеди видных деятелей первохристианской Церкви – архидиакона и первомученика Стефана, апостолов Петра и Павла. Идейное содержание этих речей имеет один и тот же каркас: ветхозаветные обетования исполнились, Мессия пришел. Мессия – это Иисус из Назарета, Который творил добрые дела и чудеса силой Божией. Мессия был распят по замыслу Божию. Он воскрес из мертвых и был прославлен Богом. Он снова явится для суда и восстановления всего. В связи с этим от человека, услышавшего евангельскую весть, требуется покаяться и принять Святое Крещение.
Перед Вознесением Спаситель говорит ученикам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). Именно этой схеме и следует география распространения христианства в Деяниях. Интересно также, что «краем земли» некоторые называли Рим.
В Книге Деяний можно выделить шесть частей-периодов.
В первой части (Деян. 1, 1 – 6, 7) рассказывается о ранней жизни христианской Церкви в Иерусалиме, включая сошествие Святого Духа на апостолов в праздник Пятидесятницы и проповедь апостола Петра. Во второй части (Деян. 6, 8 – 9, 31) описывается распространение Церкви в Палестине, проповедь Стефана и его мученическая смерть. В третьей части (Деян. 9, 32 – 12, 24) говорится о проповеди христианства в Антиохии, деятельности апостола Петра, обращении сотника Корнилия со всем его домом, гонениях со стороны Ирода Агриппы I. Четвертая часть (Деян. 12, 25 – 16, 5) посвящена проповеди Евангелия в южной и центральной Малой Азии. Описываются первое миссионерское путешествие апостола Павла на остров Кипр и в несколько городов Малой Азии, споры с христианами из иудеев и Апостольский собор в Иерусалиме. Пятая часть (Деян. 16, 6 – 19, 20) посвящена распространению Церкви в Европе. Описываются второе и третье миссионерские путешествия апостола Павла, посещение им таких значимых культурных центров языческого мира, как Филиппы, Афины, Коринф и Эфес. Наконец, в последней, шестой части (Деян. 19, 21 – 28, 31) рассказывается о Церкви в Риме. Описывается арест апостола Павла в Иерусалиме, разбирательство по его делу, заключение в Кесарии, а также его полное опасностей путешествие в Рим на суд.
По мысли святителя Иоанна Златоуста, быстрое распространение христианства по провинциям Римской империи является доказательством истинности Воскресения Христова.
Иерей Димитрий Трофимов