Во второй главе Книги Деяний апостольских рассказывается об обстоятельствах христианской Пятидесятницы – сошествии Святого Духа на апостолов, приводится речь апостола Петра, обращенная к людям, привлеченным этим событием, и описывается жизнь первых христиан в иерусалимской общине.
Апостолы, как и повелел им Господь, оставались в Иерусалиме и ждали сошествия Святого Духа, чтобы принять силу для проповеди Евангелия. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого (Деян. 2, 1-4).
Праздник жатвы и языки пламени
Пятидесятница – это греческое название еврейского «праздника седмиц», или «праздника жатвы». Он праздновался в начале июня, на 50-й день после пасхи, и был приурочен к окончанию жатвы. Позднее, после разрушения Храма в 70 г. н.э., смысл пятидесятницы раввины стали связывать с получением пророком Моисеем Закона на горе Синай. Первая христианская Пятидесятница совпала с еврейской пятидесятницей, отменив этот ветхозаветный праздник.
Сошествие Святого Духа в Новом Завете описывается только в Деяниях. Апостол Лука использует образный язык, традиционный для Ветхого Завета. Явления Бога (горящий терновый куст, исход евреев из Египта, Синайское законодательство, явление Бога пророку Илии) сопровождались таинственным шумом с неба, светом или пламенем, сильным ветром или тихим ветерком.
Дом, в котором находились апостолы, наполнился благоуханием, и таинственные языки пламени опустились на каждого из них, даровав им силу свидетельствовать о воскресшем Спасителе. Шум – символ могущества, языки огня – пламенной речи.
Апостолы начали говорить на различных иностранных языках, которые распределил между ними Святой Дух. При этом ученики Христовы не обучались этим языкам раньше. В день Пятидесятницы в Иерусалиме находилось много иудеев из всякого народа под небом (Деян. 2, 5). Таинственный шум привлек народ к дому, где были апостолы. Апостол Лука приводит список народов из Африки, Азии и Европы. Иностранцы слышали, что апостолы говорят на их родных языках, хотя сами апостолы были родом из Галилеи. Это многих смущало. Некоторые даже насмешливо предположили, что апостолы с утра напились молодого вина и говорят невнятно, – ведь не все же из собравшихся знали все языки.
День Господень
Далее прозвучала первая проповедь апостола Петра, который обращается к взволнованному народу. Он начинает с опровержения насмешки: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня (Деян. 2, 15). Третий час соответствует нашему девятому часу утра. Это время молитвы. По обычаю иудеев, до этого часа никто не вкушал пищи и не пил вина, тем более в такой великий праздник, как пятидесятница.
Для объяснения случившегося Петр ссылается на ветхозаветное пророчество Иоиля: [говорит Господь], излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения <…> Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2, 28, 31-32).
Если исполнилось пророчество Иоиля, то последние дни настали – Мессия пришел. Кто же Он тогда? Распятый и воскресший Иисус Христос! По учению Церкви, с момента Боговоплощения начались последние времена, которые закончатся «Днем Господним», то есть Вторым пришествием Христа. Святой Дух, Дух Истины, вразумляет христиан, открывая будущее и помогая понять настоящее. Об этом и говорит пророк Иоиль, упоминая видения и сны.
В свете Воскресения
Во второй части своей речи апостол Петр говорит о воскресении Иисуса Христа: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2, 22-24).
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает «узы смерти» с «муками рождения» – смерть оказалась как бы «беременна» жизнью, и ей невозможно было ее удержать в себе. Христиане прочитывают ветхозаветные тексты в свете Воскресения Христова. Далее апостол Петр приводит пророчество царя и псалмопевца Давида из 15-го псалма (8-11): …ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.
Христиане из дома Израилева
В третьей части проповеди апостол Петр толкует этот текст, прилагая его к Иисусу Христу, Который является Господом и Мессией, а по плоти происходит из царского рода пророка Давида. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян. 2, 30-32). Доказательством мессианского достоинства распятого Иисуса из Назарета является Его воскресение из мертвых, вознесение и событие излияния Святого Духа на Церковь в день Пятидесятницы.
Апостол Петр заканчивает речь выводом: Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2, 36). Затем апостол призывает собравшихся к покаянию и крещению, чтобы им были прощены грехи и они приняли дары Святого Духа.
Результатом проповеди первоверховного апостола стало присоединение к Церкви около трех тысяч человек. Его речь в день Пятидесятницы, обращенная к иудеям, съехавшимся в Иерусалим из разных стран, имеет выдающийся характер. Он снова выступает от лица всех апостолов.
Идеальная жизнь Церкви
Вторая глава Книги Деяний святых апостолов завершается описанием жизни первохристианской общины в Иерусалиме: они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 42-47).
Первые христиане слушали наставления апостолов, пребывали в молитве и дружеском общении, регулярно участвовали в «преломлении хлеба» (Святой Евхаристии), которая тогда еще совершалась по домам. Пожертвования в общину носили добровольный характер, у многих имения оставались в собственности. Община христиан включала как бедных, так и богатых, поэтому малоимущих поддерживали не только духовно, но и материально.
Апостол Лука как бы изображает икону – идеальную жизнь Церкви. Далее из Деяний и особенно из Посланий апостола Павла читатель книг Нового Завета видит, что жизнь первых христиан не была совершенной. Многие вопросы приходилось решать впервые, не существовало базовых правил, регулировавших отношения внутри общины и между общинами. Все это постепенно появлялось в истории Церкви, упорядочивая ее жизнь.
Иерей Димитрий Трофимов