Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / «Семь человек изведанных»

    «Семь человек изведанных»

    В 6-й главе Книги Деяний апостольских рассказывается об избрании семи диаконов и об аресте одного из них – Стефана. Эта глава небольшая и содержит всего пятнадцать стихов.

    В первых семи стихах апостол Лука говорит о споре, который произошел в иерусалимской христианской общине между эллинистами и евреями относительно распределения пищи среди малоимущих. Для того, чтобы сделать это распределение более справедливым, были избраны семь специальных служителей: произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 1-6).

    Автор Книги Деяний называет «евреями» жителей Иерусалима и Палестины. Они говорили на арамейском языке и чувствовали свое превосходство над так называемыми иудеями рассеяния, которые жили в других странах, а в Иерусалим приезжали на великие праздники, например пасху или пятидесятницу. Последние говорили по-гречески, на языке международного общения того времени. Иерусалимские иудеи считали себя хранителями национальных религиозных и культурных традиций, в отличие от иудеев рассеяния, вынужденных жить в языческом окружении и идти на некоторые уступки местным обычаям. Представители обеих этих групп вошли в первохристианскую Церковь, принеся туда напряженные отношения между собой, которые, в частности, проявились при ежедневном раздаянии потребностей.

    Кто позаботится о нуждающихся?

    Забота о нищих, к которым причислялись и вдовы, была важной заповедью в Ветхом Завете. Неслучайно Господь строго предупреждал: Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх. 22, 22-24). Задачу обеспечивать неимущих вдов и других нуждающихся взяла на себя и община первых христиан, что было совершенно естественно, так как между ветхозаветной и новозаветной Церковью существует преемственность. Община распределяла необходимое – пищу, деньги, одежду – на каждый день среди своих малоимущих членов. Оказалось, что вдовы из группы иудео-христиан рассеяния часто обделялись. Чтобы навести порядок, были избраны семь надежных (изведанных) служителей – диаконов. Апостолы возложили на них руки – это знак поставления на определенное служение (рукоположение). Избрание этих семи человек стало началом зарождения в Церкви института диаконства. Вероятно, все они происходили из иудеев рассеяния. Из всех названных диаконов апостол Лука в Деяниях уделяет внимание Стефану и Филиппу, которые не только «пеклись о столах», но также активно проповедовали Евангелие Христово.

    История первого мученика

    После рассказа о назначении семи диаконов апостол Лука резюмирует, что число учеников весьма умножалось в Иерусалиме и многие священники (имеется в виду ветхозаветное священство) покорились христианской вере.

    Далее следует рассказ об аресте Стефана, который предваряет трагическую историю первого мученичества за христианскую веру.

    Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела (Деян. 6, 8-15).

    Талант, мудрость и пламенная проповедь диакона Стефана не могли остаться в Иерусалиме без внимания враждебных Иисусу Христу групп – книжников, фарисеев, саддукеев. Лука упоминает некоторых из синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторых из Киликии и Асии, которые воспылали ненавистью к Стефану и учению, которое он проповедовал. Эти люди хотели посрамить его в споре, но не смогли противостоять Святому Духу, Который вдохновлял Стефана.

    Синагога – это молитвенный дом иудеев, при котором имелась также школа. Распространяются синагоги после вавилонского плена. Как и в Палестине, в Иерусалиме было много синагог для евреев, объединенных по различному принципу (около 500), среди них были и упомянутые пять.

    Либертинцы – это иудеи, переселенные римлянами в качестве военнопленных в Рим, но потом освобожденные и, как свободные, возвратившиеся в отечество. Из таких вольноотпущенников состояла синагога либертинцев в Иерусалиме.

    Киринейцы и Александрийцы – переселившиеся в Иерусалим или временно пребывавшие в нем иудеи из городов Кирены и Александрии (Северная Африка). Иосиф Флавий отмечает, что в этих городах был значительный процент иудеев.

    Киликия и Асия – это две области в Малой Азии, где тоже жило много иудеев. Переселенцы или временно пребывавшие в Иерусалиме с этих территорий также имели здесь свои синагоги.

    Перед лицом мучителей

    Стефана арестовывают. Приводят в синедрион, где снова, как во время «суда» над Спасителем, звучат голоса лжесвидетелей, обвиняющих Стефана в призывах разрушить Иерусалимский храм: мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. Разумеется, Стефан, как и Спаситель, не призывал разрушать Храм. Это была констатация будущего факта, пророчество, сбывшееся в 70 году, когда римские войска разорили Иерусалим и Храм.

    Во время судебного процесса членов синедриона поразил внешний вид святого Стефана – они видели лицо его, как лицо Ангела. Стефан находился в преображенном состоянии, был озарен благодатью Святого Духа, даровавшей ему перед лицом обвинителей мужество, спокойствие и благородство.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета “Православный Симбирск”