В сентябре исполнится 200 лет со дня, когда в Симбирске был заложен кафедральный собор, который станет главным украшением города и его визитной карточкой. Первый камень в его основание положил император Александр I. Собор называли «памятником чести, славы и чрезвычайных происшествий времени».
За Веру, Царя и Отечество
В 1815 году симбирское дворянство решило посвятить главный собор города победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Первоначально предполагалось перестроить существующий (теплый) Троицкий собор. В «Книге о сооружении Симбирского Кафедрального Собора» говорилось: «…возобновить храм Симбирского Троицкого собора, посвятив оный имени святого Александра Невского с приобщением к нему двух приделов: одного для сохранения имени существующего храма, а другого для вмещения полковой церкви бывшего Симбирского ополчения, как Памятника чести, славы и чрезвычайных происшествий времени, и в котором… отправлялось бы поминовение о воинах, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество…».
Однако при обсуждении деталей проекта строительный комитет Министерства внутренних дел посчитал, что перестроить старую церковь в красивое и прочное здание вряд ли возможно. Было решено возвести новый храм во имя Живоначальной Троицы (холодный) с приделами во имя благоверного Александра Невского и Иоанна Предтечи, которому была посвящена полковая церковь Симбирского ополчения. Впоследствии старый Троицкий собор стал Николаевским и вошел в комплекс исторической части города. А новый храм было решено расположить несколько южнее старого, в центре площади, выходящей к волжскому обрыву. Так площадь получила название Соборной.
На деньги всех сословий
Проект нового собора был выполнен архитектором Михаилом Коринфским, автором собора в Арзамасе и главного корпуса Казанского университета. На завершенных чертежах проекта рукой архитектора поставлена дата: 14 декабря 1816 года. В этом же месяце «новейшего изящного вкуса план и фасад» представлены губернским предводителем дворянства князем Михаилом Баратаевым Симбирскому дворянскому собранию. На постройку было внесено 50 тысяч рублей, и одновременно была открыта подписка на пожертвования среди всех сословий губернии. В январе 1826 года дворянский комитет провел заседание, на котором была сформулирована задача о необходимости широкого оповещения о сборе пожертвований на храм. Средства требовались немалые, ведь собор должен был стать лучшим в Симбирске. Члены комитета подчеркивали, что «построение здания сего требовало не одних только прочных материалов и припасов, но и искусных мастеровых и рабочих людей разного мастерства». Было решено завести специальную книгу, куда станут записывать «имена всех тех особ, кои будут участвовать посильными пожертвованиями в сооружении Соборного Храма». Стимул был неплохой – книгу предполагалось, «внеся в оный Храм, положить в приуготовленное место для хранения и воспоминания на вечные времена».
Деньги на собор собирались буквально по копейке. Принимались и коллективные, и частные пожертвования. Минимальный взнос – 20 копеек – поступил от симбирского купца Петра Жукова. Самым щедрым оказался купец первой гильдии Иван Кувшинников. Он внес 6480 рублей.
Двойной праздник
Строительство собора началось в июле1827 года, в день рождения императора Николая I. К 13 мая 1832 года завершили каменную кладку собора. На строительство было затрачено 118 тысяч рублей, после чего работы приостановились из-за отсутствия средств. Оставалось расписать стены, своды и колонны, установить иконостасы. В сентябре 1836 года Симбирск посетил император Николай I, давший указание ускорить завершение строительства. Вскоре на этот счет последовало предписание министра внутренних дел. Для продолжения работ была взята ссуда в размере 35 тысяч рублей, и строительство продолжилось. 27 сентября 1841 года собор освятил архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий (Максимович).
Первый из трех
Собор являлся образцом русского классицизма: он был выстроен в виде объемного креста с четырьмя колоннадами и с одним главным куполом, вознесенным высоко над многоступенчатой ротондой. Троицкий собор стал самым значительным творением архитектора Коринфского и первым из трех грандиозных храмов-памятников в честь победы в Отечественной войне. Два других, Казанский собор в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве, были завершены соответственно спустя 17 лет и 42 года, при этом Троицкий собор в Симбирске однозначно превосходил каждый из них по совершенству своей архитектуры.
Троицкий собор общей площадью 1388 квадратных метров имел три престола: во имя Святой Троицы, во имя благоверного князя Александра Невского и Иоанна Предтечи (после пожара 1864 года придел переименован в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи). Убранство собора описывали так: «Предалтарный иконостас главного отделения 4-ярусный, столярной работы, с резьбою. Среди собора на железной цепи висит деревянное паникадило… столярной работы с резьбою; на нем деревянных резных подсвечников 48, на круге между подсвечниками 8 резных херувимов, вверху резная корона, а внизу – резная кисть; все вызолочено червонным золотом».
Охваченный огнем
В пожаре 31 августа 1864 года собор сильно пострадал, его восстановление заняло четыре года. Рядом с храмом произошли два мощных взрыва, которые были слышны в сорока верстах от охваченного огнем города. В соборе сгорели знамена Симбирского ополчения. На восстановление Симбирска после пожара деньги собирали всей империей. Полностью отреставрировать пострадавший Троицкий собор удалось лишь в 1868 году. В книге П.Л. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет существования» говорится: «Главный придел вновь устроен заботами почетнаго гражданина г. Симбирска графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова; по его заказу все три иконостаса составлены академиком Гейдике, иконы писаны в Петербурге, придворным иконописцем Пешехоновым; Правый придел восстановлен на пожертвования Симбирских купцов и мещан, а левый – иждивением бывшего соборного старосты, купца Козьмы Яковлевича Жаркова. Освящение главного придела преосвященным Евгением, епископом Симбирским и Сызранским, последовало 28 июля 1868 года; затем, в том же году, были освящены и боковые. Летом 1883 года, епископ Варсонофий привез из Казани частицы мощей двух просветителей Среднего Поволжья, Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, и с тех пор эти святыни хранятся в Троицком соборе».
Святыни собора
В правом приделе собора находилась икона Усекновения главы Иоанна Предтечи – копия образа, пожалованного царем Иоанном Васильевичем в 1553 году в алатырский Богородицкий собор. Эту икону вручили начальнику Симбирского ополчения князю Д.В. Тенишеву в 1812 году, он поместил ее в походной церкви, а потом передал в собор. В левом приделе находился образ благоверного князя Александра Невского – дар симбирских чиновников в память о помощи, оказанной им императором Александром II после пожара 1864 года. В кафедральном храме была и древняя икона Божией Матери «Смоленская», по преданию принесенная в город стрельцами. В иконостасе находился образ Богородицы «Умягчение злых сердец», к которой во время Пугачевского бунта жители города обращались с молитвой «об утолении злых сердец крамольников и об избавлении от неминуемой гибели». Среди святынь, хранившихся в соборе, особое место занимал образ Спаса Нерукотворного, располагавшийся еще на воротах деревянной крепости Симбирска, а также крест с мощами 72 святых.
Великий архидиакон и Кронштадтский пастырь
С Троицким собором связаны имена многих известных священнослужителей. 17 июля 1894 года в Троицком соборе Симбирска совершил Литургию праведный Иоанн Кронштадтский. Для нашего города это стало огромным событием. О приезде в Симбирск и о путешествиях отца Иоанна по Волге написал Яков Зарницкий в своей книге «О. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года». В ней находим такие строки: «В 7 часу за о. Иоанном приехал сам г. губернатор. Батюшка уже на пристани был с народом. Утреню и вслед за ней литургию, конечно, при огромном стечении народа он совершил в соборе в сослужении 10 священников, а по окончании литургии – молебствие на особо устроенном помосте среди площади. Затем, по приглашению г. губернатора, был совершен молебен в его доме. В это время перед домом собрались тысячи народа, жаждавшего получить благословение о. Иоанна. Выйдя на балкон губернаторского дома, батюшка благодарил за радушный прием и благословил собравшихся».
С 1896 по 1898 год в кафедральном соборе служил будущий патриарший архидиакон Константин Розов. По сохранившимся воспоминаниям симбирян, «из лучших диаконов 29 церквей Симбирска возвышался только К.В. Розов. Когда он служил обедню, с его прекрасным неутомимым басом, прихожане в церкви усердно слушали и восхваляли Розова». Позже отца Константина перевели в Храм Христа Спасителя в Москве.
Вспоминая участников войны
7 сентября 1912 года, в день поминовения участников и героев войны 1812 года, из Смоленской церкви в Троицкий собор была торжественно перенесена икона Божией Матери «Смоленская» – копия чудотворного образа, сопровождавшего русскую армию в Отечественной войне. После молебна перед иконой крестные ходы отправились из собора по церквям. В три часа дня преосвященный Назарий, епископ Алатырский, отслужил в Троицком соборе панихиду по воинам, павшим на поле брани. На следующий день владыка Назарий совершил в Троицком соборе Божественную литургию в сослужении всего городского духовенства, в сопровождении четырех хоров, военных и ученических оркестров и залпов ружейного салюта.
Братство собора
С 1915 по 1919 год при соборе действовало Симбирское епархиальное Свято-Троицкое духовно-просветительное братство. Его цель состояла в благочестивом «религиозно-нравственном просвещении в духе Православной Церкви посреди народонаселения Симбирской епархии». Братство боролось с народным пьянством, руководило приходскими церковными обществами трезвости, организовывало продажу печатных религиозно-нравственных изданий по доступным ценам. Движение самостоятельно издавало книги, брошюры и листки духовно-нравственного содержания, открывало в приходах Симбирской епархии библиотеки-читальни и воскресные школы для взрослых. Организация материально поддерживала миссионерское дело и церковно-приходские школы.
Раскол, архив, взрыв
В 1927 году Троицкий собор перешел во владение сторонников григорианского раскола. В том же году здание включили в число охраняемых памятников архитектуры как объект первой категории. В 1930-м собор закрыли и приспособили под архив.
На заседании малого президиума горисполкома в июле 1932 года инженер и архитектор Феофан Вольсов высказывался, что «нецелесообразно разбирать летний кафедральный собор на кирпичи», и предлагал использовать его как большую аудиторию для проведения собраний. Тем не менее местные власти подняли вопрос о сносе храма, на что из Москвы пришел четкий ответ: «Указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения». Однако уже через год, в мае 1933 года, в соборе произошел пожар, после чего его дальнейшее сохранение было признано нецелесообразным.
По одной версии, собор снесли в 1935 году, а согласно воспоминаниям горожан, храм взорвали летом 1936-го.
Ольга Новосад, Антон Шабалкин
Газета “Православный Симбирск”