Аннотация
В нынешнее неспокойное время множество наших граждан попадаются на уловки телефонных мошенников, действия которых все чаще напоминают действия наиболее радикальных деструктивных сект. С особенной силой ведут свою незаконную деятельность украинские колл-центры, которые осуществляют в России ежедневно до 20 миллионов звонков при помощи специального оборудования, изменяющего номера телефонов. В представленной статье рассматривается данное явление, а также рассказывается о том, как не попасться на уловки мошенников.
Авторы. Председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий, заведующий лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета Роман Анатольевич Силантьев.
После победы Евромайдана в 2014 году украинские спецслужбы объявили войну нашей стране и запустили целую линейку информационно-психологических операций, которые затронули большую часть граждан России. Так, не менее 95% взрослых россиян сталкивалось с проблемой телефонного мошенничества, которое при ближайшем рассмотрении оказывается не только телефонным и не только мошенничеством. На Украине и в ряде других стран были созданы сотни колл-центров, которые осуществляют ежедневно до 20 миллионов звонков с подмененных специальным оборудованием номеров.
По состоянию на середину 2024 года более 700 тыс. граждан России обратились в полицию как пострадавшие от этой схемы, а ущерб в финансовом эквиваленте за 2023 год составил 250 миллиардов рублей. При этом потерявшие все накопления люди регулярно подстрекаются украинскими кураторами к совершению тяжких преступлений — поджогам военокоматов и школ, атакам на избирательные участки и отделения банков. Известны случаи поджога православных храмов — например, воинского храма во имя святого благоверного князя Димитрия Донского в Тюмени, а в одном из храмов Подмосковья ведомая укрокураторами женщина украла и затем сожгла антиминс.
По меньшей мере, несколько десятков жертв мошенников свели счеты с жизнью. Самой резонансной здесь стала гибель московской судьи Натальи Лариной, которая перевела на Украину 2 млн. рублей и не смогла жить после такого унижения. Да, среди обманутых не только доверчивые пенсионерки, но и сотни генералов, прокуроров, судей, высокопоставленных чиновников, депутатов, профессоров и даже бывший министр экономики России Яков Уринсон.
Украинские мошеннические действия можно разделить на два типа. В первом случае деньги пытаются выманить у самой широкой аудитории. На смену звонкам из «служб безопасности» пришли новые схемы — предложения продлить номер договора сотового телефона, записаться на флюорографию или же получить некие выплаты. Звонят и пишут от имени сотрудников Центробанка, Следственного комитета, ФСБ и даже Госуслуг. При втором типе мошенничества жертве сначала поступает сообщение с подмененного или скрытого номера начальника о том, что в организации якобы обнаружены злоупотребления и с ней свяжется куратор из ФСБ. Далее следует настоятельная просьба все ему рассказать, а вот родным и близким рассказывать что-либо категорически запрещается. Известным людям звонят от имени Википедии, предлагая скачать программу для редактирования статей. Есть тут схемы, рассчитанные и на православное духовенство.
Примерно в 2016-17 гг. сотни российских архиереев, наместников монастырей, благочинных и даже настоятелей соборов получили звонки от имени якобы архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия, которой просил оплатить билет до Москвы «очень набожному и трудолюбивому» иеромонаху, у которого якобы заболела мать. В случае звонков в женские монастыри иеромонах менялся на не менее набожную и трудолюбивую монахиню. В итоге десятки людей лишились от 30 до 50 тысяч, что по нынешним меркам убытки совершенно смехотворные.
Так, совсем недавно из-за мошеннических схем Марфо-Мариинская обитель потеряла 26 млн. руб, московский протоиерей Анатолий Нагорный — 17 млн., а Выксунская епархия — 2,7 млн. Вот типичные новости наших дней: «Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений предупредил: если Вам поступают звонки от имени митрополита с неизвестного номера и просят о денежной помощи – на создание фильма или на приезд съёмочной группы – лучше сразу положите трубку» (https://ural-meridian.ru/news/411346/), «Сегодня нескольким сотрудникам Челябинской епархии в телеграме поступили сообщения от священнослужителей епархии. В них «батюшки» объясняли, что сейчас в управлении проходят проверки и нужно честно ответить на вопросы инспектора по безопасности Юрия Михайловича Дубровина» (https://mitropolia74.ru/novosti/telefonnye_moshenniki_ispolzuyut_imena_svyashchennosluzhiteley_v_svoikh_prestupnykh_makhinatsiyakh/. Братскую епархию затерроризировал псевдоСилуан (епископ Петергофский), а соавтору этой статьи писали от имени племянника Святейшего Патриарха.
Впрочем, чаще всего звонки и сообщения поступают от имени управляющего делами Церкви митрополита Воскресенского Григория и личного секретаря Святейшего Патриарха епископа Раменского Алексия. Священнослужителей могут поздравить с реально состоявшимся новым назначением или же сообщить о назначении вымышленном, а затем намекнуть на благодарность, которая обычно составляет порядка полумиллиона рублей «на новые облачения/панагии Патриарху». Мирянам обычно сообщают о высоком ордене, который тоже небесплатный и дорогой.
Приведем слова игумена Кирилла (Сахарова), который сам стал жертвой мошенников и поведал о своем опыте в специальном материале. «Вдруг раздается звонок: помощник сообщает, что меня просит срочно позвонить епископ Алексий. «Говорил с кавказским акцентом. Представился секретарем Патриарха», — добавила она. Судорожно соображаю, кто бы это мог быть. В Москве я знаю только одного епископа Алексия – наместника Свято-Данилова монастыря. Он, однако, не является секретарем Патриарха. Может быть, меня вспомнил грузинский Патриарх, с которым я общался в Тбилиси много лет назад? Не дозвонился. Чтобы лишний раз не мешать участникам конференции, попросил помощника, чтобы «епископ Алексий» сам мне позвонил. Раздался звонок, на экране возникла фотография архиерея. Спрашиваю звонившего: «Простите, я что-то не припомню в Москве епископа Алексия» — «Меня недавно рукоположили» — «Да, да» — вспомнил я, что было решение Синода о рукоположении архимандрита Алексия (Турикова), секретаря Патриарха во епископы. «Епископ Алексий»: «Отец Кирилл, Вы родились 22 октября 1957 года?» — «Да» — «Вы закончили истфак МГПИ, Московскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию, аспирантуру при ОВЦС?» Я все подтверждаю. «Вас срочно вызывает Святейший – он хочет Вас назначить наместником Троице-Сергиевой Лавры». Ошалев от такой информации, я перестаю что-то соображать» https://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/kak_menya_razveli_na_namestnika_troicesergievoi_lavry. В этой истории все кончилось относительно хорошо — отец Кирилл потерял время и душевное равновесие, однако сохранил деньги.
Пообщавшиеся с мошенниками люди отмечают высокий уровень их подготовки. Они знают особенности церковной жизни и протокола, говорят без акцента и редко допускают ошибки, по которым их можно быстро вычислить. Даже некогда надежный способ с вопросом «чей Крым?» в целом перестал работать, хотя еще работает аналогичный вопрос про остров Тайвань. Нетрудно предположить, что для таких случаев мошенники привлекают священников ПЦУ и иных раскольнических структур. И хорошо, если только оттуда.
Развивающиеся технологии скомпрометировали один важный для многих вид общения — голосовые сообщения. Имея образец голоса человека, современные нейросети могут сгенерировать голосовое сообщение любой сложности и невооруженным ухом вы не отличите его от настоящего. Подобным образом, например, пытались обмануть духовенство Владивостока от имени мэра этого города. А еще нейросети умеют такое: «Кража случилась в одном из столичных клубов сети «Территория Фитнеса». 20-летней администратору-кассиру позвонил мужчина, который представился гендиректором Александром Калмыковым, и попросил сложить 155 тысяч рублей в конвертик и передать их курьеру, который скоро подъедет. Девушка передала телефон коллеге, которая подтвердила ей, что это голос Калмыкова. Спустя полчаса на ресепшен явился и правда доставщик азиатской внешности, забрал деньги и уехал».
Поступают сигналы, что нейросети стали все эффективней обрабатывать и видеозвонки. Если мошенник может сидеть в мундире офицера Следственного комитета на фоне портрета Путина и российского флага, то нетрудно представать его в клобуке и панагии.
В заключение хочется отметить, что позвонить-написать могут и вашим детям. С 2015 года украинские кураторы через «игры смерти» довели до самоубийства свыше 400 российских детей и подростков, сейчас же они массово прозванивают стационарные телефоны в надежде найти ребенка, который согласиться помочь «дядям из МЧС» проверить напор газа в системе. «Пока родителей не было дома, на домашний телефон позвонили — третьеклассник Дима взял трубку и услышал якобы газовую службу. Ему сказали срочно проверить напор газа — открыть все конфорки и поджечь рядом спички, иначе взорвалась бы вся девятиэтажка в Кунцево. Мальчишка оказался смышлённее звонивших, а потому рассказал о странном разговоре маме. Та сразу вернулась домой, похвалила сына и сообщила о случившемся оперслужбам. Проводится проверка. Установлено, что звонили с территории Украины», — вот одна из множества таких историй (https://tv-gubernia.ru/novosti/proisshestviya/genprokuratura-predupredila-o-zvonkah-iz-ukrainy-detjam-s-prosbami-ostavljat-vkljuchennym-gaz/).
Что же можно порекомендовать священнослужителям?
1. Подпишитесь на профильные ТГ-каналы, где публикуется информация о новых видах мошенничества, и старайтесь регулярно информировать о них прихожан. Известно, как люди, игнорировавшие звонки «из службы безопасности Сбербанка» или «ФСБ», ловились на схему с флюорографией. Впрочем, часто эти каналы оказываются перенасыщены сомнительной рекламой, поэтому о новых схемах мошенничества впредь будет информировать наш канал.
2. Исключите использование голосовых сообщений по важным, особенно финансовым, вопросам.
3. Крайне подозрительно отнеситесь к звонкам и сообщениям от незнакомых архиереев.
4. СМС-коды не сообщайте вообще никому;
5. Если представитель Московской Патриархии по телефону просит перевести деньги, тем более на карточку, сразу вешайте трубку. Все указания о переводе осуществляются путём циркулярных писем с официальными банковскими реквизитами Московской Патриархии, через епархиальных архиереев (напрямую священнослужителям никогда).
6. Если номер, с которого вам звонит будто бы официальное лицо Московской Патриархии, вам не известен, вежливо скажите, что, с учётом участившихся мошеннических звонков, вы должны перепроверить этот номер. Повесив трубку, перезвоните по общегородским номерам Московской Патриархии для проверки, либо сверьте у кого-либо из знакомых (например, секретаря епархии).
Синодальный миссионерский отдел