Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Второй просветитель армян

    Второй просветитель армян

    13 октября Церковь совершает память священномученика епископа Григория, просветителя Великой Армении (239–326). Благодаря его деятельности в 301 году Армения стала первой страной, официально объявившей христианство государственной религией. 

    Армяне веками стремились сохранить свою национальную независимость. Из-за своего географического положения страна часто находилась под властью других народов: мидян, греков, римлян, персов, византийцев, арабов, турок. Мощным фактором объединения армян в борьбе за национальную культуру и независимость страны стало христианство.

    Евангельское Благовестие очень рано проникло в Армению и пустило там глубокие корни. По преданию, первыми проповедовали христианство на армянской земле апостолы Варфоломей и Фаддей в I веке н.э. Вследствие этого Армянская Церковь называется Апостольской.

    Таким образом, на рубеже III и IV веков Григорий Просветитель трудился над распространением христианства и организацией Армянской Церкви уже на подготовленной почве и именуется «Вторым просветителем армян». В Армянской Апостольской Церкви память Григория Просветителя (арм. Григор Лусаворич) совершается четыре раза в год.

     

    Спасенный от гибели

    Святой Григорий происходил из парфянского царского рода, ветви династии Аршакидов. Его отец, Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова. За это Анак и вся его семья были казнены. Лишь маленького Григория спасла кормилица-христианка, которая бежала к себе на родину в Кесарию Каппадокийскую. Здесь мальчик был крещен и получил христианское воспитание. Григорий женился на христианке Марии, которая родила ему двоих сыновей – Вртанеса и Аристакеса. Вскоре Мария вместе с младшим сыном с согласия святого Григория удалилась в монастырь.

    Царь Трдат III, к которому поступил на службу Григорий, требовал от него отречения от христианства. За отказ святого бросили в глубокий колодец, в котором он провел 15 лет. Сейчас на месте страданий Григория Просветителя находится монастырь Хор-Вирап («глубокая яма»).

     

    Чудесное исцеление

    Трдат III подверг христиан жестоким гонениям. По преданию, за это Бог наказал царя: он обезумел. Сестре Трдата было видение. Она велела освободить Григория и умоляла его исцелить брата. Чудо произошло: после молитвы святого Трдат выздоровел и обратился в христианство.

    Святой Григорий был рукоположен во епископа. При содействии царя Трдата вера Христова распространилась по всей стране. По свидетельству святителя Афанасия Великого, святитель Григорий ревностно заботился о христианском просвещении Иверии и прикаспийских районов, укрепляя вместе с тем веру Христову в самой Армении.

    Армянская Церковь, обретшая самостоятельность в V веке, во времена святителя Григория Просветителя являлась митрополией Кесарийской Церкви. Об этом свидетельствует подпись под актами I Вселенского Собора: «…Леонтия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Полемаикского, Малой и Великой Армении».

    После кончины святителя Григория армянскую кафедру долгое время бессменно возглавляли его потомки.

     

    Главная святыня

    Духовным центром Армянской Церкви является основанный святым Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате. Здесь находится резиденция Католикоса и Синод, собирается Церковно-Национальный Собор – высший орган управления Армянской Церкви. В Эчмиадзине хранится десница святого Григория Просветителя – главная святыня Армянской Церкви. Десница святого Григория является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Церкви и возлагается ему на голову при интронизации. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро, также используя десницу святителя Григория Просветителя.

     

    Армянская Апостольская

    Вплоть до IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.) армяне были членами Единой, Святой и Апостольской Церкви. Собор сформулировал догматическое определение (орос) о соединении Божественного и человеческого естества в Господе нашем Иисусе Христе. Православная Церковь исповедует во Христе одно Лицо (Ипостась) и две природы – Божественную и человеческую. Монофизиты же (к которым относится Армянская Церковь) во Христе признают лишь одно Лицо, одну Ипостась и одну природу.

    Юрисдикция современной Армянской Церкви распространяется на территорию Армении и армянские диаспоры по всему миру. В городе Ульяновске есть армянский храм во имя святого Григория Просветителя (Московское шоссе, д. 81Б). Православные христиане и члены Армянской Церкви не могут вместе молиться и участвовать в таинствах.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск» №19(627)