Продолжая путешествие по христианским сочинениям древности, которые способны приоткрыть нам тайны духовной жизни святых подвижников, познакомимся с еще одним автором эпохи неразделенной Церкви — святителем Григорием I Великим (540–604 гг.), епископом Римским, написавшим сочинение о жизни и чудесах отцов и подвижников благочестия, живших в Италии в IV–VI веках.
«Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» (также известные как «Диалоги») святителя Григория Великого — это выдающийся памятник раннехристианской литературы, сочетающий в себе черты агиографии, нравоучительного чтения и богословского трактата. Именно за это сочинение святитель Григорий был прозван Двоесловом, от слова «диалог». «Собеседования» написаны в 593–594 годах в форме живого диалога между автором и его другом — диаконом Петром. Создавая книгу, святитель Григорий стремился сохранить для современников и потомков примеры подвижничества итальянских святых, которые в его эпоху были малоизвестны, а также укрепить веру христиан Запада в трудные времена упадка и засилья варваров. «Собеседования» святителя Григория также называют «Древним латинским патериком». Этот труд является ценнейшим источником сведений о подвижниках, стоявших у истоков западного монашества.
«Собеседования» делятся на четыре книги. Первые три содержат примеры добродетелей, аскетических подвигов и чудес итальянских подвижников. Вторая книга «Собеседований» — единственный ранний источник, подробно описывающий жизнь и чудеса преподобного игумена Венедикта Нурсийского (480–547 гг.), основателя будущего знаменитого итальянского монастыря Монте-Кассино и основоположника традиций западного монашества. Последняя, четвертая книга включает темы, касающиеся бессмертия души, посмертной участи, описание видений рая и ада. В этой части произведения святитель излагает свои частные богословские мнения о загробной жизни, которые затем послужили основанием для учения о чистилище, отвергаемого в православной традиции, но получившего статус догмата в католичестве.
В «Собеседованиях о жизни италийских отцов» борьба со страстями представлена как центральный элемент подвижнической жизни святых. Эта тема иллюстрируется конкретными примерами, которые сопровождаются пояснениями автора.
Один из ярких примеров — это рассказ о борьбе святого Венедикта Нурсийского с искушением плоти, подробно описанный во 2-й главе второй книги «Собеседований».
Диавол сначала попытался отвлечь преподобного Венедикта, находящегося в уединении, через образ небольшой черной птички, которая летала перед самым лицом подвижника, но святой отогнал ее крестным знамением. Затем враг возбудил в нем сильное плотское искушение, представив его уму образ женщины, при виде которой «сердце раба Божия воспылало таким огнем, что пламень страсти едва умещался в его сердце, и, увлекаемый страстью, он почти желал уже оставить пустыню». Телесные скорби вырывают из плена праздных мыслей, поэтому святой сделал противоположное представившемуся чувственному удовольствию: Венедикт снял одежду и бросился нагим в заросли колючих игл и крапивы. Он лежал там до тех пор, пока все его тело не было изранено. «Через раны тела он залечил в теле чувственные порывы, потому что обессилил сладострастие: произведши таким наказанием воспаление снаружи, он истребил то, что горело внутри, и таким образом победил грех, потому что переменил место пламени». Этот решительный поступок имел духовное последствие — по преданию, эта победа была настолько полной, что подобное искушение больше никогда не возвращалось к святому. В это время многие уже начали оставлять мир и спешили поступить под руководство преподобного. Свободный от искушения к пороку, он по праву сделался учителем других в добродетели.
Далее святитель Григорий ссылается на установления о ветхозаветном служении: «Потому и Моисей предписывает (Чис. 8, 24–26), чтобы левиты вступали в служение двадцати пяти лет и выше и только на пятидесятом году делались хранителями священных сосудов». Объясняя этот отрывок диакону Петру, святой учит, что в молодости для преодоления искушений необходимы послушание и труд: «Известно, Петр, что в юности искушение плоти свирепствует, а с пятидесятого года телесный жар охладевает; сосуды же священные суть умы верных. Посему, когда избранные подвержены еще искушениям, необходимо подчинять их другим и заставлять служить, утомлять послушаниями и трудами; когда же в спокойном возрасте ума жар искушения ослабевает, они бывают стражами сосудов — делаются учителями душ».
В рамках православной аскетической традиции автор «Собеседований» говорит, что основа для борьбы со страстями — это смирение подвижника. Бог иногда специально попускает даже святым бороться с мелкими недостатками, чтобы они не возгордились своими высокими дарованиями. Так душа «нисколько не гордится тем, что имеет», но учится смирению, видя, что не может самостоятельно истребить даже малые немощи. Обретение смиренного взгляда на себя является основой для противостояния гневу, который часто рождается из гордыни и самолюбия.
В рассказах о преподобном Венедикте святитель Григорий говорит об озарении душ Божественным светом. Этот внутренний духовный свет и созерцание Бога расширяют ум подвижника и возносят душу над мирскими страстями. В рассказе «О клирике, на время исцеленном от демона» святитель Григорий Великий объясняет способность святых предвидеть события: «Как же не знать тайны Божества тому, кто сохранил заповеди Божии, когда написано (у апостола Павла): А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17)».
Давайте обратимся к объяснению святителя Феофана Затворника, известного комментатора Посланий апостола Павла, этого стиха: «Прилепляются к Господу верою, таинствами и посвящением Ему всей жизни. Кто таков, тот естественно делается един дух с Господом. Что значит: един дух есть с Господем? — То же, что когда говорят: такие-то живут душа в душу. К Господу прилепившийся в Господе пребывает, а Господь в нем пребывает. Оттого он Господом только и дышит и всячески старается войти в Господни намерения, виды, планы, чтоб не допустить ничего не Господнего».
Борьба со страстями в «Собеседованиях» изображается как трудная, но необходимая работа, требующая от подвижника как решительных внешних телесных подвигов, так и усилий для стяжания внутренней чистоты сердца и смирения.
Книга написана простым, понятным и увлекательным языком, отражает колорит и менталитет эпохи своего создания. Ее цель — вдохновить читателя на духовный подвиг. «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» остаются актуальной книгой для всех, кто интересуется историей христианства, монашества и патристической литературой.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета “Православный Симбирск” № 20 (652) от 22 октября 2025 года



