В доме каждого православного человека есть небольшая книжка под названием «Молитвослов». Обычно, ложась спать, мы читаем по ней молитвы «На сон грядущим», а просыпаясь – утренние молитвы.
Кажется, что так было всегда: так делали наши предки, и мы продолжаем эту традицию. Однако если взглянуть на последования современных утренних и вечерних молитв глазами исторической литургики – дисциплины, изучающей православное богослужение в процессе его формирования, – то окажется, что практика их употребления насчитывает не более 400 лет. Не мало, конечно, но и не так уж много, как могло бы показаться! Помимо этого, оказывается, что в других Поместных Православных Церквях, например грекоязычных, такие последования вовсе отсутствуют.
В последнее десятилетие предпринимался ряд попыток прояснить вопрос о происхождении и этапах формирования современного утреннего и вечернего правила для мирян. По-прежнему остается неизвестным время и место возникновения текстов большинства молитв, входящих в оба последования. Для них также не были найдены подходящие источники на греческом языке, что составляет значительное препятствие для понимания их происхождения. Возможно, эти рукописи еще ждут своего исследователя. При сопоставлении текстов утренних и вечерних молитв с церковным богослужением видны некоторые заимствования из великого повечерия и полунощницы.
С Крещением Руси в 988 году в народный быт начинает входить благочестие по греческим образцам. Долгое время молитвенным ориентиром и для храмового богослужения, и для домашней молитвы были церковные службы суточного круга – вечерня, повечерие, утреня, полунощница, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительны. Никаких специальных утренних или вечерних молитв не существовало. Миряне стремились дома подражать монастырскому богослужению – по возможности читали перечисленные выше службы в положенное для них время, опуская при этом возгласы и молитвы, которые должен произносить священник.
Со временем в приходской практике повечерие и полунощница перестают совершаться. Миряне продолжают читать их дома. В древности как раз эти службы дома занимали место современных вечерних и утренних молитв. Постепенно в монастырях появляются «келейные» молитвы как дополнение к церковным службам повечерия и полунощницы. Эти молитвы усваиваются и в среде мирян, однако впоследствии они начинают вытеснять уставные повечерие и полунощницу из домашнего молитвенного обихода. Мирянам все сложнее стало в полной мере подражать монашескому богослужебному ритму. Появление в Русской Церкви утренних и вечерних молитв – это акт снисхождения к мирянину, жизнь которого наполнена всевозможными заботами века сего. Получается, что утренние и вечерние молитвы возникли из синтеза указанных церковных служб и келейных иноческих молитв.
Самым ранним источником отдельного келейного последования вечерних молитв является ктиторский устав Чудова монастыря (1360-е годы). Он содержит пять основных вечерних молитв: «Боже вечный и Царю всякаго создания…», «Господи Боже наш, еже согреших во дни сем…», «Ангеле Христов, хранителю мой святый…», «Благаго Царя благая Мати…», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея…». Интересно, что перечни утренних молитв начинают формироваться позднее – в XVI веке.
В середине XVI века Домострой, рисуя идеал православного быта, еще предписывал мирянам совершать дома последования церковных служб: «Каждый день вечером муж с женою и с детьми, и с домочадцами, если кто знает грамоту – отпеть вечерню, павечерницу, в тишине со вниманием, предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно… А утром, поднимаясь, также Богу помолиться, отпеть заутреню и часы, и молебен с молитвою, да в тишине, со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить» (гл. 12).
С введением в XVI веке книгопечатания на Руси книга становится более доступной, а различные чины и последования начинают унифицироваться.
Появление особой книги для личных молитв связывают с деятельностью белорусского печатника Франциска Скорины (ок. 1490-1551 гг.). Около 1522 года он издает «Малую подорожную книжицу», которая содержит адаптированные для мирян службы Часослова (т.к. они использовались в домашнем обиходе). Последований утренних и вечерних молитв в ней еще не было, но считается, что именно она послужила прообразом будущих молитвословов.
В конце XVI–XVII веке сборники келейных молитв издаются в типографиях Виленского Свято-Духова братства, князя Константина Острожского, а также в Киево-Печерской лавре.
В 1643 году попечением митрополита Киевского Петра (Могилы) была издана книга «Полуустав, или Правило истинного христианского жития». Это самый ранний памятник, в котором перечень келейных молитв относительно близок к современному. Он послужил основой для издания сборников утренних и вечерних молитв Московским печатным двором.
В 1679 году Московский печатный двор издает канонник, содержащий вариант келейных молитв, которым руководствовались христиане Русской Церкви до начала XX века. В 1914 году Московская Синодальная типография издала Псалтирь с утренними и вечерними молитвами – это издание окончательно закрепило знакомый нам теперь перечень келейных молитв.
В советское время в молитвословах Московского Патриархата воспроизводилась традиция дореволюционных изданий утренних и вечерних молитв.
Утренние и вечерние молитвы – это тот минимум, который призван напомнить мирянам о необходимости постоянного молитвенного труда. Они помогают начинать и оканчивать день в общении с Богом. Имея преимущественно покаянно-просительный характер, эти молитвы направляют душу богомольца к благочестивым размышлениям и пожеланиям. Существует добрая традиция дополнять утренние и вечерние молитвы чтением отрывков из Священного Писания, например нескольких глав из апостольских Посланий и Евангелия, что также является продолжением нашего молитвенного общения со Христом, но уже через священный текст.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»