Вкусить небесной вечери

    В Евангелии мы встречаем две похожие притчи, в которых Спаситель пользуется образом трапезы. Одна находится у евангелиста Луки – это притча о званных на вечерю.

    Господь рассказывает ее во время Своего последнего пути из Галилеи в Иерусалим. Вторую сохранил евангелист Матфей – это притча о брачном пире. Она прозвучала во враждебной атмосфере Иерусалимского храма на последней неделе земной жизни Спасителя.

    Притча о званных на вечерю была произнесена Иисусом Христом в субботу, когда Он участвовал в трапезе в доме одного из фарисейских начальников. Здесь Господь исцеляет человека, страдавшего отеками, а также обращается к собравшимся с поучением о том, как следует гостям, приглашенным на пир, занимать места. В евангельском тексте мы не видим, что действия и слова Спасителя вызвали критику, – вероятно, беседа проходила в дружеской обстановке.

     

    Помогать по любви

    Господь обратился к пригласившему Его человеку со словами: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14, 12-14). Спаситель провозглашает в этих словах новозаветную истину – помогать человеку следует по любви, не ожидая от него вознаграждения. Принцип «ты мне – я тебе», по которому обычно строятся земные отношения, в Царстве Божием не работает. Там блажен тот, кто помогает бескорыстно. Интересно, что в ветхозаветную эпоху увечные были ограничены в своих правах: слепой и хромой не войдет в дом Господень (2 Цар. 5, 8), да и фарисеи не хотели бы видеть их у себя за обеденным столом. Поэтому для слушателей мысль Христа звучит вызывающе ново.

     

    Мессианский пир

    Выражение Спасителя «воскресение праведных» для собравшихся означало то же самое, что «Царство Мессии» или «Царство Божие». Согласно одному из представлений о наступлении Царства, когда Бог явится, то Он устроит мессианский пир для Своего избранного народа, куда, разумеется, не попадут язычники и грешники. Именно этот образ приходит на ум одному из присутствующих, и он восклицает: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! В ответ на это мечтательное ожидание мессианского пира звучит притча о званных на вечерю.

    Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14, 16-24).

    Грозное предупреждение Израилю

    Притча призвана вернуть слушателей в суровую реальность – ведь своим образом жизни фарисеи и книжники очень похожи на тех, кто отказался от участия в трапезе. В иудейской культуре того времени отвергнуть официальное приглашение – значит нанести человеку сильное оскорбление. Эта притча – грозное предупреждение Израилю. Место званых в итоге должны будут занять более достойные – «нищие, увечные, хромые и слепые» – те, кого фарисеи и книжники презирали.

    Собранные «по улицам и переулкам города» – это простой народ, а те, кого нашли вне города, то есть «по дорогам и изгородям», – язычники. Таким образом, под пиром толкователи притчи о званных на вечерю понимают Царство Божие или Церковь Христову как его проявление в ограниченной исторической реальности. Человек, сделавший большой ужин, – это Бог. Раб, который созывал приглашенных, – Иисус Христос, хотя можно также видеть в этом образе пророков и апостолов, которые проповедовали волю Божию своим современникам. Время ужина – это время снисшествия Сына Божия на землю: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4-5). Господь заканчивает притчу словами: много званых, но мало избранных. Под зваными подразумеваются те, к кому в разные эпохи и при различных обстоятельствах был обращен зов Божий. Под избранными – те, кто откликнулся на зов и предпринял труды, чтобы добраться до вечери.

     

    Как стать избранным?

    Сам Спаситель и Его святые апостолы звали многих из своих современников и единоплеменников войти в Церковь Христову, а затем и другим народам проповедовалось христианское благовестие, но не многие стали членами Церкви.

    Призвание осуществляется через проповедь, на которую человек откликается, обретая веру в Иисуса Христа как Бога и Спасителя и принимая Святое Крещение. А избрание – через весь опыт христианской жизни, включающий в себя участие в Евхаристии. Без труда нельзя достигнуть блаженства Царства Божия. Мало войти в Церковь, нужно еще удержаться в ней, не охладеть, не перестать исполнять заповеди Христовы. Для этого необходим постоянный личный выбор человека и каждодневная забота о полученном однажды даре веры. К сожалению, среди христиан не так много ревностных – заботы и тревоги века сего так заполняют человеческое сердце, что теряется живая связь с Богом. А ведь часто она способна дать человеку внутренние силы для преодоления трудностей, то есть как раз то, что он и ищет. Об этом тоже говорит притча о званных на вечерю. Горько, смешно и парадоксально, но, пытаясь отстоять свои права, с жадностью присвоить себе часть материальных благ, человек проходит мимо куда более ценного, важного и, на самом-то деле, действительно нужного ему – отвергает призыв.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский с печалью говорил о таких ошибках: «Итак, звано много на вечерю, да оказалось мало достойных вкусить этой вечери по причине их привязанности к земле; и они – страшное несчастье – не вкусят небесной вечери, не будут возлежать в Царстве Небесном, не наследят блаженной вечности. Вместо них на вечере будут люди презренные по понятию мира».

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»