В этом году один из самых известных мужских монастырей нашей страны – Свято-Успенский Псково-Печерский – отметил 550-летний юбилей. Своими воспоминаниями о поездке в древнюю обитель поделилась певчая Духосошественского храма Ульяновска Ирина Мельничак.
После прочтения книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая во многом повлияла на мое духовное становление, у меня появилась мечта посетить эту обитель с интереснейшей историей. Судьбы людей, связанных с монастырем, описанные в книге, не выходили из головы. И вот наконец я купила билет на поезд и помчалась к заветной мечте.
Царь и игумен
Монастырь поразил меня. Спускаясь к главному храму обители – Успения Пресвятой Богородицы, – я подумала о том, что по этой вымощенной булыжником дороге, названной кровавой, когда-то шел царь Иван Грозный. Легенда гласит, что когда игумен монастыря Корнилий с крестом вышел навстречу монарху, государь, который уже заранее был разгневан на игумена, собственноручно отсек ему голову, и она, оставляя за собой кровавый след, покатилась вниз по дорожке. Увидев это, Иван Грозный мгновенно раскаялся и, подняв тело игумена, понес его в монастырь. Святые мощи преподобномученика Корнилия находятся в Успенском храме.
В монастырской повести о причинах мученической кончины преподобного Корнилия ничего не сообщается. В народе распространено предание о том, что это произошло за самовольное построение вокруг монастыря каменной ограды. Но вряд ли игумен Корнилий строил ее без ведома царя. Вероятно, Иван Грозный велел ему соорудить небольшую стену, а увидев надежную каменную крепость, разгневался и заподозрил измену.
«Поющая земля»
Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники услышали в лесу пение, доносившееся из-под земли и поразившее их своей красотой. Они решили, что это поют ангелы. А позже «поющая» земля перешла во владение Ивану Дементьеву, местному крестьянину, который обнаружил вход в пещеры во время вырубки леса. Под корнями одного из упавших деревьев открылся вход, над которым была надпись: «Богом зданные пещеры».
Из древнего местного предания известно, что в этом месте жили выходцы из Киево‑Печерской обители, которые бежали в псковские пределы из‑за многочисленных набегов крымских татар.
Датой основания монастыря считается 1473 год – год освящения Успенской церкви, выкопанной в холме преподобным Ионой – основателем обители. В миру он был священником Иоанном, служил в Георгиевском храме Юрьева‑Ливонского (ныне г. Тарту). В Ливонию пришел как миссионер. Его супруга Мария тяжело заболела во время постройки пещерного храма. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса.
После смерти супруги отец Иоанн принял иноческий постриг с именем Иона. Вместе с преподобной Вассой он причислен к лику Псково‑Печерских святых.
В Успенской церкви находятся главные святыни монастыря: чудотворная икона Успения Божией Матери, написанная в 1521 году, образ «Умиление», рака с мощами преподобномученика Корнилия и икона святителя Николая. Особенностью чтимой иконы Успения Божией Матери является то, что на ней размещены житийные клейма, изображающие ключевые события из жизни Царицы Небесной. Эту икону принесли в Псков во время его осады поляками, и враг отступил. Бог прославляет икону чудесами, количество которых постоянно возрастает. Многие тысячи людей получают избавление от различных недугов. Пресвятая Богородица не оставляет Свою обитель. Ее чудесная помощь не раз спасала монастырь от внешних врагов: поляков, литовцев, шведов.
Богом зданные пещеры
Пещеры Псково‑Печерского монастыря – это место упокоения многих святых, монастырское кладбище и уникальный историко‑художественный памятник‑некрополь. Здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.
При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» – защитников монастыря.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.
В надписях на керамидах встречаются фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского, представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Находясь здесь, я подумала о том, что каждый из нас когда-нибудь покинет этот мир, но что он оставит после себя на земле? Что с собой унесет? Память о том, что мы смертны, – надежная ограда от любого греха… Она спасает нас от вечной смерти в будущем веке.
В знак всеобщего воскресения одна из подземных «улиц» завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.
В конце центральной «улицы» установлен канун, за которым находится большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей – известный церковный писатель митрополит Вениамин (Федченков). Последние годы своей жизни владыка жил в Псково‑Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.
Слева от креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Мне разрешили дотронуться до гроба отца Иоанна и помазали маслом от горящей лампады. В голове сразу возник его образ – мудрого, со спокойным взглядом, добрыми глазами…
Легендарный старец
Про отца Иоанна наверняка знает каждый верующий. Еще во время чтения «Несвятых святых» я почувствовала безграничное доверие к нему и жалела, что я не в толпе людей, которые окружали старца при его жизни.
11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Крестьянкиных родился мальчик, который был восьмым ребенком в семье. Новорожденного назвали Иоанном. Знаменательно, что в этот день празднуется память преподобных Марка и Ионы, подвижников Псково-Печерского монастыря. Когда Ване было два года, умер его отец. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна.
В отроческие годы Ваня прислуживал в храме и был послушником у известного своей монашеской строгостью Орловского архиепископа Серафима (Остроумова).
После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, устроился на работу. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. В том же году 25 октября, на праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме, где и остался служить.
Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, а в 1950 году, на 4-м курсе духовной академии, в ночь с 29 на 30 апреля за ревностное служение был арестован и осужден на 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Освободившись досрочно из заключения, 15 февраля 1955 года отец Иоанн был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где и прослужил в общей сложности почти 11 лет.
Монашество отец Иоанн принял в 1966 году. В 1967-м он поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973-го – в сан архимандрита.
Монашеству учили батюшку старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов) и жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).
Отец Иоанн отошел ко Господу 5 февраля 2006 года в возрасте 95 лет, в день памяти новомучеников и исповедников Российских.
Он умел по-настоящему любить каждого человека, который встречался на его жизненном пути, как самого себя. Он учил этому всех, кто приходил к нему, говоря: «Будем любить друг друга, будем любить всех наших врагов и недоброжелателей». И сам всегда жил по этому закону. Годы, проведенные в ссылках и лагерях, он вспоминал как одни из самых счастливых, потому что, по его словам, Бог был рядом, молитва была горячей, и он не помнил ничего плохого. Всю жизнь он молился за следователя Ивана Михайловича, который переломал старцу все пальцы на руках. А на очной ставке с настоятелем храма, из-за которого отец Иоанн был арестован и подвергся жестоким пыткам, он искренне обрадовался этой встрече и бросился на шею обидчику! Тот от потрясения упал в обморок… Отец Иоанн делился внутренним светом со всеми, кого Господь посылал ему на жизненном пути. После общения с отцом Иоанном было видно, как преображались люди, как в их глазах загоралась надежда и как его молитвы, христианская любовь и забота укрепляли их дух.
Постановление в камине
Псково-Печерский монастырь – одна из немногих русских православных обителей, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу. Во времена хрущевских гонений на Церковь без решительных действий наместника монастыря архимандрита Алипия (Воронова) обитель бы не выстояла и была бы закрыта.
Зимним вечером в кабинет к отцу Алипию вошли представители богоборческой власти с постановлением о закрытии монастыря. Он внимательно изучил документ и… бросил его в пылающий камин. Он готов был принять мученическую смерть, но не позволить закрыть монастырь. А ведь постановление Правительства СССР было подписано Н.С. Хрущевым. Отец Алипий был уникальным человеком, блестящим проповедником, талантливым художником и бесстрашным воином, прошедшим Великую Отечественную войну от Москвы до Берлина.
Иван Михайлович Воронов, будущий архимандрит и иконописец, родился в 1914 году в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчиха. В 1927 году переехал в Москву, где окончил среднюю школу. С 1933 года трудился рабочим на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии.
С 1942 по 1945 год находился в действующей армии, а после войны был принят в Московский союз художников.
27 февраля 1950 года он стал послушником Троице‑Сергиевой лавры. 15 августа того же года был пострижен в монашество. 12 сентября 1950 года Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона, а на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – во иеромонаха с назначением ризничим Троице‑Сергиевой лавры. Вместе с несением послушания ризничего ему поручено было руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в лавре.
В 1959 году игумен Алипий был назначен наместником Псково‑Печерского монастыря.
Ровно неделя отделяет день памяти кончины архимандрита Алипия от дня памяти самого выдающегося управителя Псково‑Печерского монастыря игумена Корнилия. Архимандрит Алипий был достойным последователем преподобного Корнилия: был строителем, иконописцем, энергичной, деятельной, разносторонней личностью. Архимандрит Алипий сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие обитель, произвел многие другие восстановительные и реставрационные работы, уделял внимание поддержанию иконописной традиции обители, сам писал иконы.
В келье и в саду
В выходные дни я была свободна от послушания (мне было поручено делать уборку в лазарете) и, кроме посещения богослужений, осматривала достопримечательности монастыря: побывала в келье отца Иоанна (Крестьянкина) и на Святой горке.
Посещение кельи старца стало для меня настоящим подарком, милостью от Бога. Вся комната увешана иконами. У одной стены стоит диван, где батюшка принимал людей. Я подумала о том, сколько человек здесь изливало свою душу, ища помощи, совета, поддержки и утешения, сколько обрело надежду… Для каждого батюшка умел найти нужные слова. На прощание мне подарили несколько дисков с его проповедями, фотографии отца Иоанна, где на обратной стороне – духовные наставления старца, и горсть конфет. Оказывается, в этом тоже есть определенный смысл: старец считал, что в нашей жизни много горького, соленого, кислого и сладкое ее скрасит. Вот такая трогательная забота словно укутала меня с ног до головы…
На Святой горке у меня было чувство, что я в райском саду. Здесь находится сад с плодовыми деревьями. Ручной ворон не спеша подошел ко мне по дорожке, внимательно разглядывая. Вокруг – прекрасный яблоневый сад и кусты черной смородины. Несмотря на конец августа, на некоторых еще были ягоды. Я взяла яблоко и протянула ворону. Потом увидела белок – рыженьких, шустрых, с пушистыми хвостами. Для них повсюду установлены деревянные домики с кормушками, полными орехов. А аистов, которые неторопливо прохаживались по саду, я никогда так близко не видела. Когда шла к Успенскому храму, встретила пятнистых косуль – грациозных, изящных и очень пугливых.
Главный праздник обители
Мне посчастливилось пробыть в этом монастыре девять дней и попасть на престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы. Более масштабного и яркого события монастырской жизни я раньше никогда не видела. Накануне дорогу внутри монастыря выстилали свежескошенной травой, которую привозили на тракторах и грузовиках, а сверху украшали узорами из живых цветов, охапки которых несли и местные жители, и приезжие. Этот ковер из цветов – огромный, пестрый – уже привносил в приближающееся торжество особое чувство.
Всенощное бдение совершалось под открытым небом. Перед службой на Успенскую площадь вынесли главную святыню монастыря – древний образ Пресвятой Богородицы. Всем миром, вместе со священниками, братией, митрополитом мы молились перед ней.
28 августа после Литургии состоялся праздничный крестный ход вокруг обители. Казалось, что людская река никогда не закончится: столько людей собралось, чтобы прикоснуться к одному из самых трогательных и таинственных праздников, в котором соединились скорбь и радость, светлая печаль и торжество победы над смертью.
На следующий день я уже ехала в поезде, увозя с собой дорогие сердцу впечатления от поездки.
Ирина Мельничак
Газета «Православный Симбирск»