Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Год с преподобным Паисием Святогорцем. О жертвенности

    Год с преподобным Паисием Святогорцем. О жертвенности

    ?«Имея жертвенность, человек не хнычет и не тяготится, а радуется. Вся основа в этом: должен присутствовать дух жертвенности. Вкус этой жертвенной радости неведом нынешним людям, и потому они так измучены. Они не имеют в себе идеалов, они тяготятся тем, что живут. Отвага, самоотвержение являются в человеке движущей силой. Если же этой силы нет, то человек мучается».

    ?«Мир уже потерял контроль над собой. От людей удалилось любочестие, жертвенность. Главное в том, чтобы ты ощутил человека братом и тебе стало за него больно. Эта боль трогает Бога, и происходит чудо. Потому что нет ничего другого, столь умиляющего Бога, как благородное великодушие, то есть жертвенность. Но в нашу эпоху великодушие является редкостью, потому что пришли себялюбие, корысть. Редкостью является человек, который скажет: “Я уступлю свою очередь другому, а сам подожду”. Как же немного таких благословенных душ, что думают о другом! Даже и в людях духовных есть этот противный дух, дух равнодушия».

    ?«Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. А если человек тяготится не только тем, чтобы помочь другому, но даже и тем, чтобы сделать что-то для себя самого, то он устает и от самого отдыха. Тот же, кто помогает ближнему, отдыхает и от усталости. Какое бы дело ни делал человек, он должен делать его от сердца, в противном же случае делающий не меняется духовно. То, что делается от сердца, не утомляет».

    ?«Сердце – это словно самозаряжающееся устройство: чем больше оно работает, тем больше и заряжается. Какую радость ощущает человек, принося себя в жертву? Он не может выразить переживаемой радости. Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва. Еще здесь человек начинает переживать рай или ад. Человек, делающий добро, радуется, потому что ему воздается за это Божественным утешением. Делающий же зло переживает муку».

    ?«Тот, в ком есть жертвенность и вера в Бога, себя в расчет не берет. Если человек не возделает в себе жертвенного духа, то он думает только о себе и хочет, чтобы ради него и другие жертвовали собой. Но тот, кто думает только о себе, попадает в изоляцию и от людей, и от Бога – в двойную изоляцию – и Божественной благодати не приемлет. Такой человек ни на что не годен. Того, кто постоянно думает только о себе и о своих трудностях, в минуту нужды никто не поддержит даже по-человечески. То, что он не получит поддержки Божественной, – это ясно и так, но ведь и поддержки человеческой он не получит тоже! Потом этот человек будет искать помощи то здесь, то там, то есть он будет мучиться, чтобы найти помощь от людей, но не сможет найти ее».

    ?«Чем больше человек забывает себя, тем больше помнит о нем Бог. Попадая в трудную ситуацию, человек сдает экзамены. Действительная любовь, жертвенность проявляются в такие минуты. Когда мы говорим, что у кого-то есть жертвенность, мы имеем в виду то, что во время опасности он не берет в расчет себя и думает о других. Ведь и пословица говорит: “Друг познается в беде”».

    ?«Если христианин не начнет уже сейчас чем-то жертвовать: какой-то своей похотью, эгоизмом, то как он достигнет того, чтобы в трудную минуту пожертвовать своей жизнью? И если сейчас он боится труда и озабочен тем, чтобы не переработать больше другого, то как он достигнет такого состояния, что побежит отдавать за другого свою жизнь? Если сейчас он озабочен собой по пустякам, то как он подумает о другом в ту минуту, когда его жизнь будет подвергаться опасности?»

    ?«Отвага заключается в том, чтобы спешить на помощь другому человеку, но если отсутствует жертвенность, то каждый стремится спасти самого себя. Но вот что замечено: на войне снаряд или мина находят того, кто старается улизнуть. Такой человек вроде бы желает избежать опасности, но тем скорее сворачивает себе шею. Поэтому не надо стремиться улизнуть от опасности, особенно за счет других».

    ?«От любви к Богу появляется жертвенность. А когда человек безоглядно приносит себя в жертву, его жизнь наполняется Божественными проявлениями, чудесными событиями. Жертвовать собой надо только ради Господа, Творца этого мира, Который изливает на нас Свои щедроты. Язычники обоготворяли природу, кланялись солнцу, воде и из‑за своей веры приносили себя в жертву. И если уж они отвергались себя ради творения, то как же мы должны жертвовать собой ради Творца!»

    ?«У людей нет веры, поэтому они и не способны на жертву. Корни безразличия в этом. Кто‑то кощунствует, кто‑то страдает маловерием, и они изводятся из‑за этого. А для того чтобы испытывать подлинную радость, надо глубоко верить и любить Бога».

    Газета «Православный Симбирск»