Младенцев, убитых по приказу иудейского царя Ирода Великого в Вифлееме и его окрестностях, называют первыми мучениками за Христа. «Мученик» в буквальном переводе с греческого языка означает «свидетель, очевидец».
Христиане первых веков, принявшие страдания и смерть за веру, и мученики, пострадавшие в другие исторические эпохи, своим твердым и бесстрашным исповеданием, стойкостью и готовностью умереть, но не отречься от Бога свидетельствовали о присутствии Христа и действии благодати Святого Духа в их жизни — настолько реальном, что на этом фоне меркло все, чем обычно дорожат люди. Здоровье, богатство, слава, даже само физическое существование уже не имели для них никакого значения.
Евангелист Матфей описывает избиение младенцев довольно лаконично. Вся драматичная история умещается в одном предложении: Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2, 16).
Вифлеемские младенцы — согласно евангельскому повествованию, их возраст не превышал двух лет, — конечно, не могли ничего знать о Христе и тем более сознательно свидетельствовать о Нем. Но самим фактом своей смерти — жестокой и несправедливой — они невольно засвидетельствовали пришествие на землю Спасителя мира. Причиной их гибели стали тревога и страх жестокого тирана, узнавшего от волхвов о рождении Того, Кто, как он думал, собирается лишить его престола. Он приказал убить всех новорожденных детей, уверенный в том, что среди них будет и Младенец Иисус. И они — невинные и беспомощные — пали первой жертвой той бессильной злобы, которую на протяжении всех последующих веков будут питать ко Христу и Его последователям многие люди, видящие в христианстве угрозу своему комфорту и благополучию.
Может возникнуть вопрос, как Господь мог допустить убийство младенцев? Они разве были виноваты в том, что появились на свет в одно время с Иисусом? Святитель Феофилакт Болгарский пишет: «Итак, слушай. Для чего же попущено избиение младенцев? Для того чтобы обнаружилась злоба Ирода; младенцы не погибли, но сподобились венцов. Ибо всякий терпящий какое-либо зло здесь терпит или для оставления грехов, или для приумножения венцов. Подобным образом и эти дети больше увенчаны будут».
А вот как толкует этот момент святитель Филарет (Дроздов): «Бог допустил это убийство так же, как Он допускает и другие преступления людей, и как Он сносит хулы неверных, откладывая наказание дотоле, пока Ему угодно. Он мог бы сохранить Иисуса Христа другим образом; но есть ли какое средство, против которого неверие не представило бы сомнений и упреков? Скажем более, не в человеческой власти причинить кому-нибудь действительное зло. Бог попускает нам испытывать скорби частию для очищения наших грехов, частию для оставления нам случая к заслуге. Кто переносит их с мужественной покорностью, тот не только не терпит от них никакого зла, но еще извлекает из них самые драгоценные выгоды. Младенцы, принесенные Иродом в жертву его кровавому властолюбию, разве несчастны тем, что умерли вместо Иисуса Христа? Не справедливее ли будет сравнить их с детьми высокого рода, служащими Царскому сыну, которых Иудея представила своему младенчествующему Царю, и которых Церковь во все века чтит и принимает за цвет мучеников»”.
История с избиением младенцев имеет важное нравственное измерение. Если человек ставит во главу угла земные блага и не хочет задумываться о смысле земного существования, то он неминуемо увидит в Иисусе Христе угрозу личному благополучию. А увидев, постарается либо забыть о Нем, либо изгнать Его из своей жизни. И напротив, полагая смысл жизни во Христе, Который, по Его собственным словам, есть путь и истина и жизнь (Ин 14, 6), мы в каком-то смысле становимся членами Святого семейства, входим в духовное родство со Спасителем. Ведь как сказал Сам Господь, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мк 3, 35).
По материалам журнала «Фома»
Газета «Православный Симбирск»