Два вида послушания  

    Краткая притча о двух сынах встречается только у евангелиста Матфея. Спаситель произнес ее в Иерусалимском храме.

    Здесь к Нему подошли «первосвященники и старейшины народа», которые спросили Его: Кто дал Ему власть совершать исцеления и другие чудеса? В ответ на этот вопрос Христос Сам спросил их: откуда было крещение Иоанново, с небес или от человеков? Старейшины ответили, что не знают. Они рассуждали так: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

    Видя их лукавство, Господь произносит несколько притч, среди которых была и притча о двух сынах. У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Мф. 21, 28-32).

    На Востоке отец являлся полновластным хозяином дома. Отказ сына повиноваться отцу воспринимался как дерзость и осуждался всеми. В притче представлены две категории людей: бунтарь, который исполнил волю отца, и другой – послушный лишь на словах, который в итоге не сделал того, чего хотел отец.

    Отец в притче символизирует Бога. Первый сын – мытарей, блудниц и других грешных людей. Второй сын – книжников, фарисеев и всех, кто считает себя праведниками. Под виноградником понимается Церковь Божия, а работа в винограднике означает труды по исполнению заповедей Божиих и благочестивую добродетельную жизнь.

    Грешники, мытари и любодейцы не исполняли заповедей Божиих, и таким образом своей жизнью как бы отвечали Богу: не хочу идти работать в винограднике. Однако после проповеди Иоанна Крестителя многие из них раскаялись, исправились и стали исполнять закон Божий, т.е. «пошли работать в виноградник».

    Книжники и фарисеи были уверены в своей праведности, а значит, каяться им было не в чем. Они думали, что являются образцом исполнения воли Божией, а на самом деле отвергли ее – не покаялись, не очистились, отвергли проповедь Иоанна Предтечи, которого послал Бог. Тот, кто осознает себя грешником и преступником заповедей, способен к раскаянию и исправлению своей жизни, а тот, кто считает себя праведником, сам закрыл себе путь – ему незачем дальше развиваться.

    Притча адресована всем поколениям христиан. Она напоминает о необходимости постоянной работы над собой, исправлением души и сердца. Если огород не пропалывать, то он зарастет сорняками. Если не исполнять правил христианской духовной жизни, то человек удалится от Христа.

    Книжники и фарисеи отвергли Предтечу Спасителя. Совершенно закономерно, что они должны будут отвергнуть и Самого Христа, Сына Божия. Об этом Господь скажет в следующей притче – «о злых виноградарях».

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»