Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Для чего употребляют святую воду и просфоры?

    Для чего употребляют святую воду и просфоры?

    Одним из способов, которым освящается верующий человек, является принятие святой воды и особого хлеба – просфоры. Эти святыни христианин благоговейно хранит дома.

    Практика освящения воды – древняя. Под ней понимается церковное священнодействие, через которое вода получает Божие благословение и особые благодатные свойства. Освящение воды является видимым знаком обновления тварного мира через Иисуса Христа. Святая вода помогает человеку вступить в общение с Богом, ощутить действие благодати Божией. Освященная вода способна исцелять болезни и отвращать действие злых духов.

     

    Исцеляющая от недугов и избавляющая от страстей

    В чине освящения верующие молятся: «Об освящении воды силой, и действием, и наитием Святого Духа», «О пришествии на воду очистительного действия Сверх-существенной Троицы», «Да будет вода целительной для душ и тел и от всякой враждебной силы защитой», «О ниспослании ей [воде] благодати избавления, благословения Иордана», «О просвещении нас светом познания силою Единосущной Троицы», «Дабы Господь Бог явил нас сынами и наследниками Царства Своего воды сей приобщением и окроплением». В молитве над водой священник просит Бога даровать ей силу, «все скверны очищающую, и всякий недуг исцеляющую, и бесов и всех наветы и козни их прогоняющую»; чтобы она явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окропляющихся ею грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней; для домов и всякого места – освящением и благословением.

     

    Вода таинства

    С древности вода освящалась в чине таинства Крещения. Около V века на православном Востоке по образцу крещального водоосвящения сложились чины Великого водоосвящения, которое в настоящее время совершается на праздник Богоявления. Вода таинства Крещения и богоявленская святая вода – это великая святыня. Воду после таинства Крещения пить не принято, а вот богоявленская вода, напротив, активно используется. В сам праздник ей кропят дома, скот и различные предметы, чтобы Господь благословил и защитил их. Затем воду с благоговением хранят дома в течение года или нескольких лет. Она долгое время не портится и не теряет свежести. Богоявленской водой можно мазаться. Она используется также для освящения оскверненных зданий, сосудов, колодцев. Пить ее принято натощак. Вкушение богоявленской воды предписывается в качестве духовного утешения тем, кто по какой-либо причине не может приступить к таинству Евхаристии.

     

    Вода малого освящения

    В Православной Церкви существует также чин малого водоосвящения или водосвятного молебна. Он сформировался в XII веке и в настоящее время совершается в любое время в течение года. Чин малого водосвятия отличается от Великого более краткой и менее торжественной молитвой. Пить святую воду малого освящения в отличие от богоявленской разрешается не только натощак. Ей также кропят различные предметы.

     

    Церковный хлеб

    Просфора (с греч. «приношение») – это особым образом испеченный церковный хлеб, который используется на Божественной литургии.

    Просфора выпекается из квасного теста, замешенного из пшеничной муки, воды, соли и дрожжей. Она состоит из двух частей: на хлеб в форме булочки прикрепляется верхняя часть из того же теста в виде лепешки, на которую штампом нанесена печать. На печати изображен четырехконечный равносторонний крест, внутри которого помещены буквы IC ХС NI КА, что расшифровывается так: «Иисус Христос побеждает». Используются и другие печати – Богородичная и с изображением икон святых.

    Из середины просфоры вырезается Агнец, то есть хлеб, который используется для совершения таинства Евхаристии. Остатки агничной просфоры (ее срезанные боковые части) называются антидором. Из других просфор вынимаются частицы за Божию Матерь, святых, за живых и умерших членов Церкви. В конце Литургии эти частицы погружаются в Кровь Христову со словами: «Смой, Господи, грехи тех Твоих рабов, кого мы здесь поминали, Своей Святой Кровью и молитвами Твоих святых».

    После совершения Литургии просфоры раздаются верующим и принимаются как святыня. В наши дни просфоры принято вкушать обязательно натощак (в XVIII-XIX веках это требование распространялось только на антидор), с особой молитвой, вместе со святой водой. Вот один из вариантов такой молитвы:

    «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

    Из содержания молитвы видно, что эти святыни – хорошая помощь и укрепление в нашей духовной жизни. Обычно просфору и святую воду вкушают с благоговением после чтения утренних молитв до еды. Надо следить за тем, чтобы крошки от просфор не падали на пол. Просфору можно аккуратно разрезать на части, подсушить и бережно хранить дома в чистой баночке рядом со святыми иконами. Если просфора заплесневела, ее нельзя выбрасывать в мусорное ведро, как обычный мусор. Испортившуюся просфору нужно отнести в храм на сжигание.

    Нельзя забывать о том, что святыня помогает человеку не автоматически, а по его вере и при сознательном усилии следовать заповедям Христовым в своей жизни. Святыня – проводник Божественной благодати, а, как сказано в Священном Писании: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1, 4).

    Как часто, исполняя многие внешние предписания Православной Церкви, мы игнорируем главную заповедь Спасителя: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Ведь внешнее часто намного легче соблюсти, чем систематически изо дня в день, не отчаиваясь, вести работу над злыми или пустыми стремлениями своего сердца, своей гордостью и эгоизмом, которые примешиваются ко всякому нашему доброму делу. Ведь именно этой внутренней работы ждет от нас Господь. И именно в ней нам помогают церковные святыни – просфора и святая вода.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»