Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / «Испытания даны нам для внутренних перемен»

    «Испытания даны нам для внутренних перемен»

    В чем отличие мирской радости от радости духовной? Как наполнить приход жизнью и направить к благой цели таланты прихожан? Почему встреча с Богом может продолжаться всю жизнь? Об этом мы поговорили с иеромонахом Ионой (Черкасовым), настоятелем храма во имя мученицы Татианы в поселке Октябрьский.

     

    – Отец Иона, как проходят святочные дни на приходе? Может быть, есть какие-то традиции?

    – Самое важное – праздничные богослужения. Именно они являются основой праздника, дарят нам неизбывную радость о Родившемся Господе. Для того чтобы все смогли присутствовать в храме и разделить праздник, у нас на приходе существует «Такси милосердия». Оно было организовано для того, чтобы пожилые прихожане, которым тяжело самостоятельно добраться до храма, могли посещать службы. Послушание доброго водителя исполняет наша прихожанка Ирина.

    Важным событием рождественских дней является традиционный концерт, который готовят ученики воскресной школы, и торжественное подведение итогов конкурса детских рисунков и поделок в детских садах и школах.

    В этом году мы планируем организовать праздник для родственников участников СВО. Хочется, насколько это возможно, духовно поддержать, приободрить, порадовать их: вместе помолиться, пообщаться за чашкой чая, вручить подарки. Человеческое тепло играет огромную роль – об этом никогда не нужно забывать.

    – Что Вы делаете для того, чтобы жизнь прихода была общей заботой и прихожане могли реализовывать свои таланты?

    – Я непрестанно прошу у Бога помощи, подкрепления моих сил и сил наших деятельных прихожан. Один я бы не смог реализовать и малой доли того, чем сейчас живет приход! При общении с людьми понимаешь, что у каждого есть потенциал, – важно с рассуждением и аккуратно объединять их общим послушанием, направлять. При этом должно быть постоянное духовное окормление. Всякое доброе дело начинается с доброго желания, и если оно есть, то Господь даст и силы, и возможности.

    – На приходе, где Вы являетесь настоятелем, с началом СВО появились различные направления помощи воинам. Расскажите о них, пожалуйста.

    – Действительно, с Божией помощью и по благословению правящего архиерея мы смогли реализовать многие инициативы. Для слаженной работы и для того, чтобы мероприятия были не эпизодическими, а системными, в марте 2022 года был создан координационный совет. Он включает в себя несколько структур, в числе которых приходская социальная служба «От сердца к сердцу» и гуманитарный центр «Все для победы», патриотические братство «Пересвет» и отряд «Виктория».

    С началом СВО мы собирали на фронт продукты питания и теплые вещи. Позднее, благодаря обратной связи от воинов, стали в первую очередь поставлять огарки от свечей студентам и преподавателям УлГАУ, которые изготавливают окопные свечи, и делать маскировочные сети, печки-буржуйки. Хочется открыть отделения патриотического братства по всему Чердаклинскому району, чтобы изготовить как можно больше столь необходимых сетей.

    – На базе прихода действует дискуссионный клуб «Духовный взгляд», а также организовано тесное взаимодействие с духовно-патриотическим клубом «Радонеж» при УлГАУ. Чем они сейчас живут? 

    – Один клуб объединяет учащихся Октябрьского сельского лицея, а другой – студентов Ульяновского государственного аграрного университета. В рамках клуба мы проводим дискуссии, обсуждаем вопросы духовно-нравственной тематики. Мы стараемся посмотреть на определенные события или общественные явления с христианской точки зрения. Основным сейчас является духовно-патриотическое направление.

     

    – Батюшка, скажите, какой урок мы должны вынести благодаря тем трудностям и испытаниям, через которые Господь проводит почти каждую семью?

    – Любое испытание дается человеку, семье или народу для того, чтобы через его преодоление были обретены добрые плоды, произошли важные внутренние перемены. Во всех обстоятельствах, даже самых скорбных, мы должны понимать, что никогда не поздно измениться, вернуться на правильный путь, увидеть Свет, пусть даже и окруженный тьмой. Нельзя думать: «Переживем эту болезнь, справимся с этой бедой, и тогда обязательно изменимся», – эти мысли ошибочны. Нам нужно меняться сейчас, медлительность недопустима. Боль, через которую проходят люди на фронте – и не только на фронте, – мы должны ощущать, она должна быть для нас не чужой, а своей. Несмотря на все скорби, унывать нельзя: так враг пытается сбить нас с толку, взволновать наше сердце, лишить покоя.

    Подлинная радость на земле возможна лишь в общении с Богом и в единстве с ближними. Ее нельзя отменить, заглушить скорбями. Она, в отличие от мирских удовольствий и увеселений, непреходяща.

     

    – А в чем для Вас самая большая радость и самая большая сложность пастырского служения?

    – Радость испытываешь тогда, когда человек обращается к Богу через покаяние и по-настоящему меняет свою жизнь. Сложность – наблюдать за тем, как человек изо дня в день и из года в год «топчется на месте»: в нем не происходит никакого духовного движения. Самое тяжелое – когда человек разрывает связь с храмом, отходит от Бога. Чтобы идти ко Христу, человеку важно видеть свое несовершенство, и я как священник должен помогать ему на этом пути.

     

    – Многие священники говорят об опыте встречи человека и Бога. Как Вы думаете, почему человек начинает искать этой встречи с Небесным Отцом?

    – Мне думается, что движение человека к Богу начинается с осознания пустоты и суеты земной жизни. В какой-то момент человек ощущает и осознает всем сердцем бессмыслицу жизненного круга, который у всех состоит примерно из одного и того же набора действий: пробудился, позавтракал, сходил на работу, вернулся домой, отдохнул, прочитал все возможные новости, с кем-то поссорился, посмотрел телевизор, лег спать, – и так изо дня в день, из года в год. И тогда он задает себе и Богу вопрос: «Для чего я живу?». Мы же видим, что происходит вокруг нас, – кто-то умирает, где-то случаются трагедии. Поэтому человеку необходимо постоянно задавать себе этот вопрос в течение жизни и всецело осознавать, что жизнь без веры в Бога и вечную жизнь бессмысленна. Понимание этого – первая ступенька на пути к Богу.

     

    – Отец Иона, Вы приняли монашеский постриг уже в зрелом возрасте. Скажите, как нужно вести себя человеку, когда у него появляются мысли о монашестве? В чем, на Ваш взгляд, сердцевина монашеской жизни?

    – Сердцевина монашеской жизни – богослужение и молитва. Это суть, сокровище, но фундаментом, на мой взгляд, является покаяние, построение жизни по евангельским заповедям. В жизни и монаха, и мирянина необходим подвиг, который выражается в борьбе с греховными помыслами, чувствами и желаниями для достижения бесстрастия и душевной чистоты.

    Самое главное заблуждение – уходить в монастырь от людей, обстоятельств, греха, безысходности. Это зыбкая почва. Призвание к монашеству – это прежде всего призвание к одиночеству. Если у человека, который стремится к монашеской жизни, есть сомнения, сердечные колебания – стоит подождать, пока сердце будет готово и Господь укажет путь.

    Постриг нужно принимать тогда, когда человек ясно представляет себе значение монашеской жизни и внутренне, всем сердцем желает идти этим путем. Постриг – внешнее действие, которое занимает около часа. Но человек, который принял постриг, может остаться прежним. А монах – это тот, кто ощутил горение сердца к Богу и стремится изменить свою жизнь.

    Беседовала Ксения Хайсанова

    Газета «Православный Симбирск»