Открывая двери покаяния

    В 2024 году начало Великого поста приходится на понедельник, 18 марта. Церковь начинает готовить верующих к этому моменту заранее – в течение месяца. На воскресных Литургиях в этот период читаются евангельские притчи, сюжеты которых отражены в знакомых нам названиях: «Неделя о мытаре и фарисее», «Неделя о блудном сыне», «Неделя о Страшном Суде».

    Последнее воскресенье перед началом поста называется Неделей сыропустной или Прощеным воскресеньем. Следует помнить, что слово «Неделя» в языке церковного богослужения означает воскресный день, а семидневный период называется седмицей.

    Одной из составляющих подготовки к Великому посту является церковная гимнография. Песнопения этого периода пронизаны покаянным духом. Создавая их, песнописцы, как правило, брали за основу сюжеты притч.

    Первая подготовительная Неделя к Великому посту – о мытаре и фарисее. С нее начинается пение Триоди Постной – специальной богослужебной книги, молитвенно-покаянные тексты которой будут сопровождать верующих на всех великопостных службах. С 26 февраля до 3 марта устав отменяет пост в среду и пятницу.

    Спаситель часто прибегал к жанру притч – кратких ярких рассказов, в которых используется образный язык для выражения нравственных истин. Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14) говорит о двух людях, которые пришли в храм помолиться. Если фарисей в молитве хвалил самого себя и выразил презрение к мытарю, то последний, наоборот, осознавая себя грешником, лишь смиренно просил у Бога милости. Молитва мытаря была более угодна Богу.

    В этот день в каноне на воскресной утрене мы слышим такие слова: «Притчами приводя всех к исправлению жизни, Христос мытаря возвышает за смирение, показав и фарисея, возношением смиряемого».

    Песнопения Постной Триоди содержат различные вариации на тему гордыни и смирения – первой христианин призывается всячески избегать, ко второму – стремиться. Покаяние и молитва несовместимы с гордостью и тщеславием, поэтому в первой же стихире мы слышим призыв: «Не будем молиться по-фарисейски, братия: ибо возносящий самого себя унижен будет. Смирим самих себя пред Богом, как мытарь в дни поста взывая: “Будь милостив, Боже, к нам грешным!”». В другой стихире человек обращается к своей душе: «Различие мытаря и фарисея уразумев, душа моя, возненавидь первого надменный глас, но поревнуй молитве второго с добрым сокрушением и воззови: “Боже, сжалься надо мною, грешным, и помилуй меня!”».

    Тема смирения и гордости обыгрывается и в тропарях канона на утрене в контексте предстоящей в дни поста усиленной духовной борьбы. Например, в 7-й песни канона читаем тропарь: «Праведных уловляя, обманщик [т.е. диавол] действием тщеславия грабит их, грешных же связывает отчаяния сетями; но мы от обоих этих зол, ревностно подражая мытарю, избавиться постараемся».

    С Недели о мытаре и фарисее на воскресных всенощных появляется группа особых покаянных тропарей «Покаяния отверзи ми двери…». Традиционно эти песнопения исполняются специальным умилительным напевом, выражающим смятение души, пребывающей во грехах, и ее радость от покаяния и сопряженного с ним животворящего действия Божией благодати. Вот, например, текст одного из этих тропарей: «На пути спасения направь меня, Богородица, ибо постыдными грехами я душу запятнал и легкомысленно растратил всю жизнь мою. Но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты».

    иерей Дмитрий Трофимов

    Продолжение следует