В 2024-м году исполняется 35 лет со дня решения Священного Синода о восстановлении Ульяновской епархии и назначения на вновь открытую кафедру епископа Тихвинского Прокла (Хазова) (13 сентября 1989 года), а также 10 лет со дня блаженной кончины владыки Прокла (23 марта 2014 года). Своими воспоминаниями о приснопамятном владыке поделился протоиерей Алексий Селезнев.
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Эти слова апостола Павла всегда приходят мне на ум, когда при совершении проскомидии я вынимаю частицу за митрополита Прокла – архипастыря, рукоположившего меня и в сан диакона, и в сан священника.
Мне довелось знать владыку Прокла на протяжении последних 19 лет его жизни, включая и время перед самой его кончиной. Более того, Господь сподобил меня как настоятеля Благовещенского храма г. Ульяновска принимать и сослужить первому митрополиту земли Симбирской за последней совершенной им литургией – 22 марта 2014 года. Так уж сложилось с 2004 года, что владыка в день памяти Сорока мучеников Севастийских всегда служил в нашем храме на улице Шолмова и регулярно в проповеди, кроме рассказа о подвиге святых мучеников Севастийских, очень тепло отзывался об одном из своих наставников – архиепископе Мелитоне, бывшем какое-то время ректором Ленинградских духовных школ, где учился будущий владыка. Владыка Мелитон был назван в постриге в честь одного из Севастийских страдальцев за веру и отмечал в этот день свое тезоименитство.
Может быть, постоянные прихожане Благовещенского храма, приходящие на все архиерейские богослужения, недоумевали, зачем архипастырь постоянно рассказывает им о давно почившем человеке, им совершенно незнакомом. Но сейчас, по прошествии определенного времени, понимаю, что в этом был глубокий смысл. Владыка Прокл всегда помнил завет апостола Павла о почитании наставников, всегда молился о них, поминал во время богослужения, а также стремился к тому, чтобы память о них всегда жила и среди тех, кто не видел их вживую. Это касалось не только уже почивших людей, но и ныне здравствующих. Окружавшие владыку Прокла часто могли услышать назидательные рассказы о его учителях и других людях, встреченных им на жизненном пути. Владыка всегда старался при общении с людьми перенимать у них доброе и хорошее. И старался всячески, чтобы его слово назидало других. Поэтому всем тем, чему научили его духовные наставники, он щедро делился с теми, кто с любовью и благоговением внимал его слову.
Среди учителей симбирского архипастыря можно назвать, прежде всего, митрополита Ленинградского Никодима. О человеке, который призвал его к служению Церкви, владыка всегда отзывался с глубоким уважением и очень тепло. Нельзя не упомянуть Предстоятелей нашей Церкви: почившего Патриарха Алексия II и нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла. У первого владыка Прокл был викарным архиереем, когда будущий глава Русской Православной Церкви был митрополитом Ленинградским. А будущий Патриарх Кирилл в далеком 1970-м году (еще в сане архимандрита) принимал у Николая Хазова вступительные экзамены в Ленинградскую семинарию. Что характерно, владыка всегда помнил и вопрос, который задал ему нынешний Предстоятель нашей Церкви, и свой ответ, – такое впечатление на него произвел молодой эрудированный преподаватель.
Вспоминая митрополита Прокла, нельзя не упомянуть подвижников северной столицы, о которых мы можем прочитать во многих изданиях житий преподобного Серафима Вырицкого. Главы о блаженной Наталии Вырицкой составлены почти целиком из воспоминаний симбирского архипастыря.
Покойный владыка всегда старался назидать словом, как заповедовал апостол языков: «Слово ваше да будет всегда с благодатию» (Кол. 4, 6), – но, самое главное, – наставлял своим примером, своей жизнью. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), – говорит уже другой апостол, Иаков. И эти слова владыка Прокл, я считаю, полностью выполнил, ибо о его вере можно судить по его многим добрым делам, которые он старался совершать во исполнение заповедей Божиих.
Мне довелось близко общаться с владыкой достаточно долгое время: вначале – в качестве руководителя одного из епархиальных отделов, затем – в качестве редактора епархиальной газеты «Православный Симбирск» (2002–2012 годы), а последние два с половиной года – уже будучи секретарем епархиального управления.
Владыка всегда проявлял отеческую заботу как о самой газете, так и о коллективе редакции. Можно упомянуть о том, что в 2002-м году, в достаточно непростой для газеты период, когда был поставлен вопрос о ее закрытии, он проявил твердость и настойчивость, обосновывая необходимость сохранения единственного православного печатного органа региона. Молитвами и решимостью владыки газету удалось спасти, и потом сотрудники редакции всегда чувствовали его поддержку в своей повседневной просветительской деятельности.
Именно в годы работы в редакции мне удалось немного узнать о тех заботах и переживаниях, которыми жил архипастырь. Сколько ему приходилось биться за возвращение Церкви Воскресенско-Германовского собора! Вроде бы, согласно законодательству, здание давно, еще чуть ли не в 1990-е годы, должно было быть возвращено своему законному владельцу – Церкви, однако вопрос размещения областного архива сводил на нет все положения законодательства в данном вопросе. Благодаря усилиям владыки эта святыня все же засияла на симбирском церковном небосводе.
А сколько сил и здоровья у владыки отняла длительная борьба за возрождение главной святыни старого Симбирска – Свято-Троицкого кафедрального собора, памятника симбирянам, павшим на полях сражений Отечественной войны 1812 года… Вроде бы уже были решены все сложнейшие вопросы о выделении участка под строительство на территории федерального заповедника, принято решение областной власти о начале строительства, уже начато строительство. И затем – решение о его прекращении. Кто знает, насколько эти события приблизили его безвременную кончину… А ведь и по сей день под дорожками прогулочной эспланады на Венце, на месте общегородских празднеств, покоится прах четырех симбирских архиереев. И вопрос воссоздания Свято-Троицкого собора – это вопрос восстановления исторической справедливости. Именно с делом воссоздания собора связаны следующие слова владыки Прокла: «Чем больше чувствуешь противодействие, тем больше убеждаешься, что мы на правильном пути».
Это противодействие архипастырь ощущал практически с самых первых моментов пребывания на родине вождя мирового пролетариата. Ведь, по собственным воспоминаниям владыки, во время первой встречи с первым секретарем обкома и впоследствии первым же губернатором Ульяновской области – Юрием Горячевым – молодому, только что прибывшему на свою кафедру епископу Проклу пришлось услышать откровенное признание: «Николай Васильевич, а мы вас тут не ждали». Это повлекло не только более чем годичное вынужденное пребывание владыки в номере гостиницы «Венец» (правящему архиерею епархии просто негде было жить), но и соответствующее отношение в решении многих других вопросов епархиальной жизни. Но любовь и вера вели архипастыря. Каждый день из своего номера, находящегося на верхнем этаже гостиницы, совершая молитвенное правило, владыка благословлял на четыре стороны пределы епархии, которую вверил ему всеблагой Промысл Божий.
Владыке пришлось поднимать епархию практически из руин. Слова об оставшихся на тот момент 9 храмах и 16 представителях духовенства (не на областной центр, а на весь регион!), наверное, слышали многие интересующиеся историей нашего края. Но, глядя в настоящее время на множество открывающихся храмов, многообразные направления церковного служения, сложно реально представить, с чего приходилось начинать это возрождение. Ведь не зря главный город «красного пояса» – Ульяновск – многие, пусть и иронически, именовали «большевистским Вифлеемом». Тут, не только по мнению представителей партийной элиты региона, но, наверное, и союзного масштаба, не должно было оставаться храмов, как рассадников мракобесия. Но владыке, благодаря умению общаться, искренне сопереживать окружающим, невзирая на ранг человека – от простого рабочего до губернатора, – удалось преодолеть предубежденное и предвзятое отношение к представителям духовенства. С тем же Юрием Фроловичем Горячевым, особенно после окончания его полномочий главы региона, у владыки сложились искренние, вполне дружеские отношения.
Именно это пастырское отношение ко всем позволило ему заложить основы для дальнейшего развития епархиальной жизни. К моменту кончины архипастыря на территории региона действовали 2 монастыря, более 200 приходов, объединенных в 3 епархии в составе Симбирской митрополии. Было открыто обучение по направлению «Теология» в Ульяновском Государственном Педагогическом Университете. Духовенство митрополии несло свою миссию не только в стенах храмов, но и за церковной оградой – в школах, больницах, тюрьмах, социальных учреждениях. Развивалась образовательная и катехизаторская деятельность.
Покойный владыка не просто служил в Церкви – он жил ею. Всегда старался поддерживать связь со вверенным ему духовенством, интересовался его нуждами. Во время архипастырских посещений приходов, во время братской трапезы после богослужения всегда старался быть в курсе того, чем живут пастыри. И это было время живого общения, которое позволяло ему делиться своим богатым жизненным и пастырским опытом.
Часто к нему на прием приходили простые люди с просьбой о помощи в самых разных житейских ситуациях. Потом, после окончания приема, от владыки можно было иногда услышать:
– Каждый раз, когда приходит человек и просит добиться справедливости в житейских нуждах, возникает вопрос: где ваши депутаты, которых вы избираете, почему они не делают свою работу?
Но знаю, что нередко в таких случаях архипастырь брал телефон и набирал того или иного чиновника, чтобы разрешить ситуацию. Он был открыт для всех. По словам апостола Павла, он «был всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( Кор. 9, 22).
Должность правящего архиерея подразумевает не только совершение богослужений, молитву и рукоположение новых служителей алтаря Господня, но и порой принятие непростых решений. Это, прежде всего, административные и кадровые решения, рассмотрение жалоб на священнослужителей, принятие мер дисциплинарного воздействия. Хочется отметить, что очень не любил владыка наказывать. Неоднократно приходилось наблюдать, как сильно он переживал, когда приходилось рассматривать ту или иную жалобу на священника, подразумевающую возможное каноническое или дисциплинарное прещение. И как после выяснения несостоятельности обвинения владыка радовался практически как ребенок тому, что тот или иной священнослужитель ни в чем не виноват. При решении данных вопросов, да и многих других, владыка руководствовался словами, которые мне доводилось часто слышать из его уст:
– Лучше согрешить милостью, чем строгостью.
Это удивительное милосердие и подлинная христианская любовь владыки определяли всю его жизнь, были ключевой парадигмой всего его служения.
На каждой литургии, совершаемой архиерейским чином, мы слышим евангельские слова, обращенные к служащему архипастырю: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех». Возможно,владыка Прокл и не был абсолютно святым и бесстрастным человеком. Иногда приходилось видеть, как владыка гневается, но это раздражение никогда не продолжалось долго, он был отходчив и, самое главное, зла не помнил, это никак не отражалось на дальнейшем отношении его к виновнику происшедшего. «Гневайтесь, но не согрешайте» (Пс. 4, 5), – любил повторять владыка. «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26), – напоминал он нам.
Он всегда помнил, что архиерей – свет для своей паствы, для духовенства, для мирян, и старался, чтобы его свет светил перед людьми для прославления Отца Небесного. И этот свет его памяти, его дел продолжает светить нам спустя десятилетие после его отшествия ко Господу.
Светлая память и вечное блаженное упокоение первому архиерею земли Симбирской, искренне уважаемому и любимому человеку, подлинному примеру духовной жизни для сотен тысяч помнящих его и благодарных ему христианских сердец!
13 мая 2024 г.
Православие.ru