Главная / Митрополит / Слово Архипастыря / Преподобный Сергий и сегодня заботится о нас

    Преподобный Сергий и сегодня заботится о нас

    Эпоха преподобного Сергия — это начало возрождения — и русского национального характера, и русской культуры. Троицкий монастырь ― тот узел, откуда шел духовный импульс, повлиявший на самые разные стороны человеческого бытия. Роль личности в истории бывает определяющей, это давно известно. А преподобный Сергий был личностью уникальной.

    Преподобный Сергий жил в очень тяжелый период русской истории ― время татаро-монгольского ига. Оккупированная земля, порабощенный народ, который платил дань и постоянно подвергался опасности быть уничтоженным набегами захватчиков, междоусобная вражда… И вот в это время изливалась на каждого человека со-чувствующая, со-болезнующая любовь преподобного Сергия. Люди эту любовь видели, откликались на нее и поэтому назвали его игуменом земли Русской. Здесь слово «игумен» равнозначно слову «отец». У всех, кто общался с преподобным Сергием, было такое же чувство, как у детей к отцу.

    К нему шли все — и крестьяне из окрестных сел, и бояре, и наконец, великие князья. Он стал известен своей глубокой, подлинной монашеской жизнью, своей рассудительностью и готовностью выслушать каждого, дать полезное наставление. И самое главное — просто показать на деле, что Евангелие исполнимо. Радонежский игумен сумел создать в своем небольшом монастыре образ евангельской жизни, когда люди действительно друг другу братья. Такое наглядное свидетельство о том, что жизнь во Христе возможна, всегда производит совершенно ошеломляющее впечатление на людей.

    Он оставил одно поучение — завещание братии, которое было записано накануне его кончины: «Внимайте себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру, чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие». Это обычное монашеское поучение, которых много в аскетической литературе. Но в этом и есть особенность христианства: оно не доказуется, а показуется. Евангелие — не просто старинная книга, в которой написаны правильные слова, а то, что возможно и необходимо исполнять на деле. Преподобный исполнил Евангелие на глазах у всей тогдашней России.

    Мы, христиане, верим в то, что и после смерти святые молятся о нас. Верим, что и преподобный Сергий сегодня так же заботится о нас, как он молился, переживал, страдал за своих современников. И когда мы приходим в Троицкий собор Лавры и молимся Преподобному у раки с его мощами, мы ощущаем такую же связь с ним, как и те люди, которые приходили к нему в монастырь при жизни. На сколько молитв он ответил, сколько чудес произошло за эти почти семьсот лет!