Пророк и толкователь

    За 600 лет до Р.X. Иерусалим был завоеван вавилонским царем: храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, многие израильтяне взяты в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать при своем дворе в роскоши. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни, питались только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, своей мудростью превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов.

    Однажды царь Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его. Он созвал всех своих гадателей и жрецов, но не рассказал им содержания сна, устроив проверку: кто сможет отгадать сон и истолковать его, тому и можно доверять. Жрецы возразили, что смертным это не под силу, и тогда царь казнил их. В такой трагической ситуации раскрылся дар Даниила. Он вместе с друзьями помолился Богу, и Господь открыл ему и содержание сна, и его смысл.

    После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на высоту в 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его. Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

    Чудесное избавление трех отроков от неминуемой смерти указывает на Воскресение Христово, поэтому вспоминается на богослужении утрени – в ирмосах 7-й и 8-й песней праздничного канона. Схождение ангела в печь к трем отрокам трактуется церковными гимнографами как прообраз тайны Боговоплощения – сошествия Святого Духа на Деву Марию.

    Еще один пример покровительства Бога праведнику – история, которая произошла с пророком при персидском царе Дарии. Завистники Даниила подговорили царя издать повеление, чтобы в течение месяца никто не обращался к Богу, повернувшись в сторону Иерусалима. Пророк же ежедневно молился в эту сторону Единому Богу. Узнав об этом, царь приказал бросить Даниила в ров с голодными львами, но они не тронули его.

    Помимо идеи прославления верности Богу, Книга пророка Даниила красноречиво доказывает мысль: гордость и пренебрежение к святыне всегда наказуются.

    Когда царь Навуходоносор, достигший предела земного величия, непомерно возгордился, то по воле Божией отлучен был от людей, ел траву, как вол (Дан. 4, 30). Во времена царствования другого вавилонского царя, Валтасара, святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Текел, Перес»), появившуюся на стене дворца. Желая удивить гостей, правитель приказал принести для пира священные сосуды, вывезенные Навуходоносором из Иерусалима. В это время на стене царской залы и появилась надпись. Царь сильно встревожился, призванные жрецы не смогли истолковать значение слов, и решить «загадку» смог только пророк. Надпись предвещала падение Вавилонского царства. Вскоре после этого царь был убит, и к власти пришли персы.

    Своему избраннику Бог открыл любые тайны о конце времен, повелев запечатать их в книге до последнего времени (Дан. 12, 4). В отличие от других священных писателей, Даниил ясно говорит и о воскресении мертвых, и о Последнем Суде – наказании беззаконных и награде праведникам.

    Церковь отмечает память пророка Даниила и трех его друзей Анании, Азарии и Мисаила 30 декабря.

    Газета «Православный Симбирск»