Притча о блудном сыне многим хорошо известна. Особое внимание Церковь уделяет ей перед началом Великого поста, делая акцент на необходимости покаяния. Эту притчу приводит только евангелист Лука. Господь, продолжая учить апостолов, рассказывает ее во время Своего последнего пути в Иерусалим, на смерть. На самом деле притча о блудном сыне – одна из трех притч, посвященных теме милосердия и любви Бога к раскаявшемуся грешнику. В Евангелии от Луки они помещены вместе в 15-й главе. Другие две – это притчи о заблудшей овце и о потерянной монете (драхме).
В этих притчах грешник уподобляется либо неразумной овце, которая ушла не туда, либо мертвой монете, которая куда-то укатилась, движимая такими же неживыми законами физики, либо вполне сознательному амбициозному молодому человеку, который по-хамски ушел из отцовского дома. Однако во всех случаях и овца, и монета, и юноша нужны Тому, Кто их потерял. Хозяин (Отец) радуется, когда они находятся. Бог радуется вместе с ангелами, когда грешник обращается с пути зла и возвращается к Нему.
Евангелист Лука начинает 15-ю главу словами: Приближались к Нему [т.е. ко Христу] все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Часто Иисуса критиковали за общение с теми, кого принято было считать грешниками. А раз Он с ними общается, ест и пьет, значит Он не может быть праведным! Такая железная логика срабатывала в ученых фарисейских головах. Проблема заключалась в том, что Христос проповедовал иную праведность, не формальную, а живую, способную протянуть грешнику руку и вытянуть его из трясины погибели, а не в надменной гордости пройти мимо, злорадно констатируя, что человек погиб, а я лучше его.
Три притчи 15-й главы объединены общей темой – критикой мертвой праведности, праведности без милосердия и любви. Христос обличает образ жизни и мысли фарисеев – тогдашних религиозных авторитетов в Иудее.
Притча о блудном сыне нагляднее остальных раскрывает это противостояние двух правд – Божией и фарисейской.
…У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 11-32).
Отец в притче – это образ Бога. Младший просит отца дать положенную ему часть наследства, то есть одну треть. Старший должен получить две трети. Такая просьба младшего сына фактически означает, что отец для него умер. Он уже делит его имущество. Так, конечно, иногда делали, но это было неприлично, это было оскорблением родителя. Однако отец отдает сыну то, что он просит.
Горделивый план сына окончился полным фиаско – наследник оказался нищим в чужой языческой стране. Чтобы хоть как-то прокормиться, непутевый сын нанялся пасти свиней – для иудея занятие неприемлемое. Не только пас их, но ел свиной корм… Пока наконец не пришел в себя.
Одумавшись и раскаявшись перед Небом (подразумеваем – Богом), сын решает вернуться в дом отца хотя бы наемным рабочим. Ведь большего он не заслужил по своим поступкам!
И вот здесь центральный момент притчи – увидев его, отец издалека бежит к нему навстречу и обнимает, не давая договорить заготовленной речи! Младшему сыну возвращены все знаки почета и достоинства наследника – одежда, обувь, перстень. Для отца ожил умерший когда-то сын. Уважающие себя люди не поступали так, как поступил отец из притчи. Но мы читаем в Книге пророка Исаии: Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55, 7-9).
Реакция старшего сына поражает своей враждебностью к покаявшемуся брату. Старший сын всегда был с отцом, исполнял его поручения, жил по правилам. Старший сын, несомненно, считает себя праведником, которому дано право судить без милосердия даже своего брата. Старший сын – это собирательный образ фарисеев и их представлений о праведности.
Разговор об этой притче можно завершить прекрасными словами апостола Павла, которые неплохо бы нам, христианам, почаще вспоминать: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 2-8).
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»