В 586 году до Р.Х. вавилоняне разрушили Иерусалим, выселив всю знать и множество простого народа из Иудеи. Казалось, история этого государства пресеклась навсегда… Но в 539 году до Р.Х. сам Вавилон был захвачен войском мидян и персов. Персидский царь Кир позволил иудеям вернуться домой и восстановить разрушенное.
Земля, где раньше жили иудеи, отчасти уже была заселена окрестными народами. Они вовсе не спешили вернуть то, что так удачно досталось им после ухода иудеев. К тому же они помнили о сильном Иудейском царстве, воевавшем с соседями, и никак не хотели его возвращения.
Еврейский народ вдохновляли пророки, прежде всего Аггей. Но была нужда и в практиках-организаторах – ими стали, среди прочих, Ездра и Неемия, чьи имена носят книги Ветхого Завета.
Оба они отправились на землю праотцев не сразу, как только представилась возможность, а спустя десятилетия, в середине V века до Р.Х. Уже был восстановлен и освящен Храм, было положено начало основанию города – но вместе с тем иссяк первый порыв энтузиазма.
Неемия был виночерпием персидского царя Артаксеркса. Однажды, когда он подавал царю кубок с вином, тот заметил печаль на его лице и спросил о ее причинах. Неемия ответил: «Как же не быть мне мрачным, если город, где похоронены мои предки, лежит в руинах, а ворота его сожжены. Если царь соблаговолит, если раб твой угоден тебе, отправь меня в Иудею, в город, где похоронены мои предки, и я отстрою этот город».
Перед ним стояла непростая политическая задача: Иудея на тот момент была частью определенной области со своим правителем. Водворение Неемии в Иерусалиме означало создание нового административного центра, что не могло не вызвать волнения у иноплеменников. Тем не менее Неемии удалось решить намеченную задачу. В первую же ночь после прибытия он осмотрел стены и на следующий день начал восстановительные работы. За счет максимального напряжения сил стены были отстроены за 52 дня, во что никто из его противников не верил.
Во время строительства предпринимались разные попытки выманить Неемию из города и убить, начиная от шантажа и приглашений на переговоры и заканчивая тем, что к нему подсылали подкупленных лжепророков.
Сподвижник Неемии, священник по имени Ездра, озаботился сооружением других стен – стен Закона, которые охраняли бы иудеев от языческих влияний. Недостаточно было просто иметь Священное Писание, нужно было научиться заново жить по нему. В результате вавилонского плена и проживания в рассеянии институт семьи у иудеев был сильно поколеблен, развод и обычай жениться на иноплеменницах приобрели массовый характер. Ездра собрал народ в Иерусалиме и велел всем вступившим в брак с иноплеменницами расторгнуть его – смешанные браки способствовали распространению язычества в народе.
Кроме принесения в храме положенных Законом жертв, при Ездре была установлена практика чтения народу из книги Закона. Изучение Закона способствовало возобновлению торжественного празднования главных иудейских праздников: пасхи, пятидесятницы, кущей. Церковное предание связывает с именем Ездры и формирование книг Священного Писания. Роль Ездры в послепленную эпоху была столь велика, что в иудейской традиции его сравнивают с Моисеем.
Своим энтузиазмом и решимостью Ездра и Неемия вели народ к поставленной цели – жить по Закону, быть верными Синайскому завету – и этим приобрели славу у потомков.
Газета «Православный Симбирск»