В чем брать пример с вора?

    Притча о неверном домоуправителе приводится только евангелистом Лукой и не имеет параллелей в других Евангелиях. Эта притча всегда считалась трудной для толкования, потому что в ней Христос использует образ хитрого мошенника для объяснения законов благочестивой жизни. Эта притча обращена к ученикам.

    Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16, 1-9).

    Домоуправитель, понимая, что скоро потеряет работу, готовит себе пути к отступлению: начинает налаживать связи с должниками хозяина. Он призывает их по одному, и вместе они тайно подделывают долговые расписки, значительно сокращая долг. Фактически неверный домоуправитель и должники обворовывают хозяина в особо крупных размерах.

    Затем следует совсем непонятная фраза: И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. Получается, что хозяин узнал об обмане и тем не менее похвалил своего домоуправителя за догадливость? Совсем странная ситуация! Многие толкователи считают, что похвалил не господин, а Господь, то есть Иисус Христос, – разумеется, не за преступление, а за находчивость и разумность.

    «Сыны века сего» – это люди, поведением и мыслями которых руководит дух мира, то есть сатана. Они преследуют лишь земные цели. С них «сыны света» – люди, стремящиеся пребывать в Божественной благодати, – должны брать пример! В чем? В их энергичности и сообразительности, но направлены эти качества должны быть на ведение христианского образа жизни.

    Призыв Спасителя приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители святитель Иоанн Златоуст понимает следующим образом: «Так как у многих богачей богатство собрано грабежом и жадностью, то Он говорит: это дурно, и не следовало тебе так собирать деньги; но так как ты уже собрал, то отстань от грабежа и жадности и воспользуйся для должного своими деньгами. Не то я говорю, чтобы ты, грабя, оказывал милостыню, но чтобы ты, прекратив жадность, воспользовался богатством для милостыни и человеколюбия. Кто не удерживается от грабежа, тот не может совершать и милостыни; но, хотя бы он отдавал множество денег в руки нуждающихся, деньги других грабя и жадничая, он будет сочтен Богом наравне с человекоубийцами. Поэтому нужно наперед отстать от жадности и тогда подавать милостыню бедным». Иными словами: неправедно приобретенное богатство следует потратить праведно, тогда приобретешь друзей – ангелов и святых людей, которые примут тебя в вечную жизнь.

    Преподобный Анастасий Синаит добавляет: «Добро есть и благоугодно Богу творить милостыню из своих праведных и безгрешных трудов и усилий… Если же окажется, что богатство очутилось у нас вследствие некоей неправды, то лучше собранное от дурных деяний потратить на благие дела, а не обратить их опять на злые свершения: роскошь, блуд, пьянство, изысканные яства, златоверхие жилища, шелковые одеяния и прочие прелести жизни».

    Выражение «когда обнищаете» переводят как «когда богатство потеряет свое значение». Это указывает на время Второго пришествия Господа. Поэтому еще один аспект притчи о неверном домоуправителе – напоминание человеку о важности разумного использования времени своей жизни.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»