В каждом молитвослове можно встретить «Последование ко Святому Причащению». Всем нам оно хорошо знакомо, некоторые молитвы из него уже выучены наизусть, ведь всякий раз, когда мы готовимся принять Святые Тайны, читаем его, молясь словами святых людей.
Давайте посмотрим, как складывалось правило ко Причастию? Таинство Святой Евхаристии – это центральное таинство Православной Церкви. Сам Спаситель сказал о нем: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира […] истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 48-57). После Вознесения Господь благоволит пребывать в Святой Церкви в таинстве Евхаристии.
С апостольских времен члены первохристианских общин собирались по воскресным дням для участия в Вечере Господней, за которой они приобщались Святых Таин.
В Посланиях апостола Павла можно увидеть древнейшее свидетельство о необходимости подготовки к вкушению Евхаристии: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11, 23-32).
Современное последование включает: обычное начало, псалмы, тропари, канон, 10 либо 11 молитв ко причастию отцов Церкви, краткие молитвословия перед самым причастием, а также отдельная часть – благодарственные молитвы после причащения. В Русской Церкви в таком виде оно сформировалось к концу XVII века.
В IV веке в Римской империи христианство стало дозволенной религией. Церковные общины в городах быстро росли, наполняясь вчерашними язычниками. Это меняло условия евхаристического богослужения – если раньше оно совершалась тайно среди небольшого количества людей, то теперь собрание стало многолюдным. Святитель Иоанн Златоуст жалуется на шум, толкотню и нетерпение людей в очереди во время ожидания Причастия. В связи с этим начинают появляться частные молитвы до и после Причастия, которые человек читал, стоя в очереди.
Текст этих молитв еще не регламентирован, но некоторые из них восходили к святителям IV–V веков. Молитвы ко Причастию начинают время от времени встречаться в ранних Часословах.
В монашеской среде эта городская традиция, видимо, тоже была воспринята. В Лавре преподобного Саввы Освященного в воскресные дни после совершения отдельно на своих языках (монахи были разных национальностей) часов, изобразительных, а также чтения Апостола и Евангелия все монахи сходились вместе и причащались в соборной церкви. Палестина была также центром паломничества, поэтому проблема очередей к Причастию там существовала.
Первое описание последования ко Причастию встречается во второй половине XI века в уставе преподобного Никиты Стифата из константинопольского Студийского монастыря. Оно включало обычное начало, псалмы 115, 114, 117, четыре длинные молитвы, псалом 29 и 22, молитву «Верую, Господи, и исповедую…» и четыре благодарственных молитвы после Причастия. Это правило монах должен был читать по частям наизусть во время Божественной литургии, начиная от Херувимской песни, при подходе и после отхода от Чаши.
В русской традиции в XII–XIII веках известно много молитв ко Причастию, однако их состав и порядок отличается в разных рукописях. В рукописях XIV–XV веков разнообразие сохраняется – например, не всегда встречается канон ко Причастию.
В XIII–XIV веках к последованию добавляется канон и другие молитвы, поэтому читать его во время Литургии стало невозможно, так как это привело бы к полному игнорированию богослужения. Так появился современный порядок – правило стали читать накануне Литургии (канон – вечером, молитвы – утром перед службой), а благодарственные молитвы после нее.
В одном из Служебников XV века правило выглядит так: четыре начальных псалма (21, 22, 23, 115), канон (отличается от современного), 16 молитв, чтения из Апостола (1 Кор. 11, 23-32) и Евангелия (Ин. 6, 48-54).
Богослужебные тексты начинают приводить к единообразию с появлением книгопечатания. Постепенно рукописные книги вытесняются исправленными однотипными изданиями. В Требнике 1651 года, изданного по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа, последование напечатано в следующем виде: апостольские и евангельские чтения, обычное начало, псалмы 21, 22, 23, 115, три тропаря «Беззакония моя презри, Господи…», псалом 50, канон преподобного Симеона Нового Богослова «Грядите, людие, поим песнь Христу Богу…», «Достойно есть», Трисвятое по Отче наш, тропарь «Егда славнии ученицы…», «Господи, помилуй» 40 раз, 15 поклонов, исповедание ко Господу Иисусу Христу, 18 молитв святых отцов ко Причастию, Символ веры, кондак «Вечери Твоея Тайныя…», молитвословия при приближении к Чаше.
В 1658 году Требник, в котором печаталось последование ко Причастию, был исправлен по греческим Требникам и Требнику 1646 года митрополита Киевского Петра (Могилы). Размеры служб сократили. Это коснулось и последования ко Причастию. Правило приобрело знакомый нам теперь вид и переиздается до настоящего времени в составе молитвослова и других церковных книг.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»