«Давид поет нам о Христе»

    Псалтирь – это каноническая книга Библии, состоящая из 150 поэтических текстов (псалмов), различных по жанру, происхождению и времени написания. В греческом переводе добавлен 151-й псалом, посвященный единоборству Давида с Голиафом. Псалтирь входит в состав учительных книг Ветхого Завета.

     

    Жизнь перед лицом Божиим

    Слово «псалтирь» восходит к греческому слову, выбранному переводчиками для названия струнного инструмента. Согласно библейскому преданию, пророк Давид искусно играл на лире. Псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Тексты отражают все многообразие человеческой жизни, которая проходит перед лицом Божиим, – это и молитвы, и просьбы к Богу, и плач, и благодарение, и прославление Творца, и размышления о судьбах людей.

    Церковь Христова наследовала богатую традицию Ветхого Завета, поэтому Псалтирь использовалась в раннехристианском богослужении как основная книга для молитвы. Сам Христос молился словами Псалтири, а также ссылался на пророчества о Себе Самом в ней.

    Апостолы, основывая церкви и устраивая там богослужение, заповедовали употреблять Псалтирь как лучшее средство в христианской молитве. Так, апостол Павел советует ефесским христианам: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 5, 18-20).

     

    В храме и дома

    В первые три века существования Церкви Псалтирь являлась неотъемлемой частью всякого богослужения: «Каждый день собирайтесь утром и вечером на пение и молитву в зданиях Господних: утром говоря псалом шестьдесят второй, а вечером – сто сороковой. Особенно же сходитесь туда с большим тщанием в день субботний и в день воскресения Господа» (Постановления апостольские, кн. 2, гл. 59). Учитель Церкви Тертуллиан говорит о Псалтири так: «Давид поет нам о Христе, и через него Христос поет нам о Самом Себе».

    Сейчас тексты псалмов рассыпаны по всему православному богослужению. В IV веке для удобства Псалтирь разделили на 20 частей – кафизм, каждая из которых делится еще на три части – «Славы», или статии.

    Миряне могут читать Псалтирь дома сами. Чтение начинается с «Молитв перед началом чтения Псалтири». Каждая кафизма начинается с молитвословия «Приидите, поклонимся…». Далее читается первая статия, или «Слава». По ее окончании чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды.) Господи, помилуй. (Трижды.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Читается следующая статия. По ее окончании читаются те же молитвословия, что и после первой. Следует третья часть кафизмы. По ее окончании чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды.)». Далее читается Трисвятое по Отче наш, а затем тропари и молитва, положенные после каждой кафизмы.

    Чтение нескольких кафизм или всей Псалтири заканчивается «Молитвами по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири».

    На «Славах» во время келейного чтения Псалтири можно поминать живых и усопших. После первой «Славы» и положенных молитв читается молитва: «Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан. И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

    На второй «Славе» добавляется молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена), сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

     

    Как читать Псалтирь по усопшему?

    С глубокой древности в Православной Церкви принято читать Псалтирь по усопшему. Ее читают 40 дней либо сами родственники, либо приглашенные чтецы. При таком чтении Псалтири присоединяется на каждой «Славе» особая молитва. Если чтение Псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафизмам назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. После каждой «Славы» и после кафизмы следует читать специальную поминальную молитву. В разных местах употребляются разные поминальные молитвы. Вот пример одной из них: «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон)».

    Святитель Афанасий (Сахаров) описывает порядок чтения Псалтири по усопшим следующим образом. Чтение Псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение с первой кафизмы. Такой порядок продолжается во все время чтения Псалтири за упокой.

     

    Помолиться о людях

    Некоторые псалмы принято читать в конкретных жизненных обстоятельствах. Хорошо известный в Русской Церкви греческий святой – преподобный Паисий Святогорец – пользовался специальной таблицей преподобного Арсения Каппадокийского. Она помещена в VI томе Слов преподобного Паисия – «О молитве». Например, для того, чтобы начальник умягчился и не мучил своих подчиненных, нужно читать псалом 74-й, при посадке деревьев или винограда – псалом 1-й, а о супругах, которые ругаются и разводятся, – псалом 10-й. Так сказано про каждый псалом – когда его читать.

    Преподобный Паисий Святогорец рассказывал: «Святой Арсений, не находя в Требнике соответствующих молитв для разных случаев, с которыми к нему обращались люди, использовал разные псалмы. В одной тетрадке он записал, при каких обстоятельствах какой псалом читать. Когда эта тетрадь попала мне в руки, я стал читать Псалтирь и молиться по этим указаниям… Указания для конкретных нужд примерно совпадают со смыслом псалмов. Но святого Арсения больше заботила не точность совпадения, не то, насколько содержание псалма буквально соответствует обстоятельствам, – преподобному важно было именно помолиться о людях».

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»