Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Смелые свидетели Воскресения

    Смелые свидетели Воскресения

    В четвертой главе Книги Деяний апостольских рассказывается об аресте апостолов Петра и Иоанна в Иерусалимском храме за проповедь воскресшего Христа, приводится речь апостола Петра, обращенная к синедриону, а также благодарственная молитва иерусалимской общины первых христиан по поводу освобождения апостолов. В завершение главы апостол Лука рисует картину единодушия христиан и общность имущества в Церкви.

    История с исцелением хромого нищего из третьей главы получает дальнейшее развитие. Уже ближе к вечеру, во время проповеди апостолов к народу, их арестовывает храмовая стража. Начальник стражи был в храме вторым человеком по значимости после первосвященника. Он следил за правильностью исполнения культа и порядком. Из текста Деяний видно, что инициаторами ареста являлись саддукеи – небольшая группа аристократов, которые отрицали бессмертие души, ангелов, воздаяние за гробом и участие Бога в жизни людей. Их возмутило, что апостолы учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых (Деян. 4, 2). Саддукеи сотрудничали с римской властью, поэтому всячески стремились предотвратить народные волнения и беспорядки, которые римляне беспощадно подавляли. В проповеди апостолов саддукеи увидели возможную причину таких волнений и арестовали Петра и Иоанна. Ночь апостолы провели в темнице. Хотя благовестников арестовали, их слово, подкрепленное чудом исцеления хромого, продолжало приносить плоды: Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч (Деян. 4, 4).

    Утром на другой день состоялось заседание синедриона, на котором присутствовали влиятельный экс-первосвященник Анна и действующий первосвященник Каиафа, точно так же, как и на суде над Спасителем.

    Начальники и старейшины, входившие в совет, сидели полукругом, а апостолов поставили перед ними в центре. Эти судьи были самыми влиятельными и образованными людьми Иудеи. Арестованных спросили о чудесном исцелении хромого: какою силою или каким именем вы сделали это? (Деян. 4, 7). Очевидно, синедрион знал основные идеи проповеди апостолов о силе и имени Спасителя, поэтому и прозвучал такой вопрос.

    Далее следует вдохновенный ответ апостола Петра.

    Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 8-12).

    Петр обращается к непосредственным инициаторам убийства Иисуса Христа – вы Его убили, а Бог Его воскресил! Он называет вещи своими именами, черное черным, а белое белым. Первоверховный апостол приводит текст из 117-го псалма о камне, который был отвергнут строителями, но в итоге занял самое важное положение в постройке. В этом тексте Петр, как и вся раннехристианская традиция, видит указание на Спасителя, Который, будучи отвергнут (распят), сделался основанием Церкви, воскреснув и открыв всем путь ко спасению и единению с Богом.

    Мы помним, что Петр в ночь ареста Господа отрекся от Него, а затем после раскаяния был восстановлен Христом в апостольском достоинстве. Согласно церковному преданию, Петр до конца своей жизни горько плакал о проявленной тогда слабости. В приведенном отрывке мы видим совсем другого человека – смелого свидетеля истины Воскресения, который не боится пострадать или даже умереть за нее.

    Дееписатель Лука отмечает не только смелость, но и силу слова «некнижных» рыбаков. По обещанию Христа, Святой Дух действительно преобразил апостолов, исполнив их силы и напомнив все, чему учил Иисус.

    Синедрион не знал, что возразить, тем более что на заседании присутствовал исцеленный хромой. Видя явное чудо и опасаясь волнения народа, апостолов отпустили, приказав, однако, чтобы молчали об Иисусе Христе. Из описанного хода заседания видно, что никто из судей даже не стал опровергать Воскресение Христа – центральную идею проповеди апостолов.

    Петр и Иоанн смело отвергают такой запрет: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 19-20). Синедрион не имел возможности наказать апостолов – о чуде исцеления стало хорошо известно, а сорокалетнего хромого многие давно знали. Народ видел в исцелении явное действие Божие и прославлял Всевышнего.

    Петр и Иоанн вернулись в христианскую общину и пересказали все, что с ними произошло. Последователи Христа единодушно обратились к Богу с молитвой: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса (Деян. 4, 24-30).

    Текст молитвы наполнен отсылками к ветхозаветным пророчествам (псалмам и Книге пророка Исаии) о Христе. Под Иродом следует понимать Ирода Антипу – правителя Галилеи и Переи, который был сыном Ирода Великого.

    Молитва была принята Богом, и все исполнились Святым Духом, Который дал силы дерзновенно проповедовать Иисуса Христа.

    Далее апостол Лука описывает жизнь общины первых христиан в ее имущественном и социальном плане.

    У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от апостолов Варнавою, что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам апостолов (Деян. 4, 32-37).

    Эта общность имущества была добровольной и не уничтожала частную собственность в христианской среде. В общину жертвовали часть имущества. Самое важное, о чем здесь сказано, – это изменение отношения членов общины к материальным благам. Имущество стало восприниматься как средство помощи своим малоимущим братьям и сестрам, средство достижения Небесного Царства. Богатство, действительно, стало ценным, потому что через него можно было исполнить Божию волю.

    Часто в языческой среде имущество собирается для себя, для своего тщеславия, удовольствий и страстей, которые в итоге бездарно съедают нажитое, оставляя человеку цинизм, усталость от жизни и неспособность откликнуться на нужду другого.

    В конце четвертой главы мы первый раз встречаемся с Варнавой, который будет спутником апостола Павла в его первом миссионерском путешествии.

    Иерей Димитрий Трофимов