Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Небесный ходатай семьи Розовых

    Небесный ходатай семьи Розовых

    3 июня Церковь празднует Собор Симбирских святых. Год назад этот список пополнило имя священномученика Николая Розова. Рассказом о семье священномученика поделился внук святого ведущий научный сотрудник Отдела фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в Санкт-Петербурге, доктор культурологии, кандидат филологических наук, профессор Александр Николаевич Розов.

     С раннего детства я знал, что мой дед, Николай Васильевич Розов, был священником. В конце 1930-х годов вместе с супругой, Ольгой Александровной, он был арестован в Ленинграде и сослан в Уфу. Что с ним случилось дальше, мы не знали.

    Без права переписки

    Николай Николаевич Розов, мой отец, еще до войны пытался узнать о судьбе деда. Ему был дан ответ: «Выслан в дальние лагеря без права переписки». После войны он продолжал свои хлопоты и получил из Уфы извещение, что отец умер от паралича сердца. Через несколько дней после смерти моего папы из Уфимского отделения ФСБ пришло сообщение о том, что протоиерей Николай Розов был расстрелян 5 марта 1938 года.

    По совету зятя, Владимира Владимировича Рэна, я стал заниматься сбором материалов для канонизации отца Николая: обратился в ФСБ Санкт-Петербурга с просьбой ознакомиться с материалами допроса деда, послал запрос в ФСБ Башкирии. На основании воспоминаний моего отца я составил жизнеописание священника Николая Розова. Все эти материалы Владимир Владимирович направил в Синодальную комиссию по канонизации святых. Через некоторое время, в 2002 году, на основании всех собранных документов протоиерей Николай Розов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

    Пастырский род

    Отец Николай не единственный священник в нашем роду. В «Симбирских епархиальных ведомостях» я нашел скупые сведения о прадеде, Василии Степановиче Розове, который тоже был священником. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них – диаконами: Константин Розов, известный патриарший архидиакон, и Михаил Розов, принявший сан в 1930-х годах и служивший в одном из храмов Ораниенбаума.

    Архимандрит Тихон (Затёкин), настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, в своей превосходной книге о брате моего деда «Архидиаконство твое. Истории жизни и служения Великого Архидиакона Константина Розова» приводит сведения и о других наших родственниках, найденные в Государственном архиве Ульяновской области. Матфей Григорьевич Розов был рукоположен в сан священника в 1812 году в селе Козловка Ардатовского уезда Симбирской губернии. После смерти отца Матфея его место занял средний сын Стефан Розов. В 1844 году в семье отца Стефана рождается сын Василий, мой прадед. После окончания Симбирской духовной семинарии он был возведен в сан иерея и в 1871 году назначен настоятелем Троицкой церкви села Жданово Курмышского уезда.

    Жданово – Арзамас – Москва – Симбирск

    В 2018 году, в день закладки храма во имя священномученика Николая Розова в Жданове, я впервые побывал в этом удивительно красивом селе. Через год привез сюда жену и дочь, а через два года – сына и внучку. Памятных мест, которые связывают меня с историей семьи, – много. Отец Тихон (Затёкин), с которым мы познакомились в Жданове, возил нас с женой в город Арзамас, где жила и была похоронена родная сестра моего деда Вера Васильевна, по мужу Мухранова. Каждый раз, приезжая в Москву, обязательно прихожу на Ваганьковское кладбище на могилу великого архидиакона Константина Васильевича Розова и его дочери Людмилы Константиновны, моей любимой двоюродной тетушки. Конечно, не раз бывал и в Симбирске, на Розовских чтениях. Этот прекрасный старинный город открыл мне блестящий краевед Сергей Борисович Петров, о преждевременной кончине которого я узнал недавно.

    Судьбы детей

    У священномученика Николая было трое детей: Евгения Николаевна (1900-1992), Михаил Николаевич (1902-1963), Николай Николаевич (1912-1993). Во время репрессий в отношении духовенства 1930-х годов члены семей осужденных должны были отправиться в ссылку вместе с ними. Детей протоиерея Николая спасло то, что они в то время жили отдельно от родителей, а мой отец был прописан у сестры.

    Евгения Николаевна в 1921 году вышла замуж за Николая Васильевича Травина, сына священника Василия Зотиковича Травина из села Промзино (ныне Сурское) Алатырского уезда. Николай Васильевич – профессиональный военный, генерал-майор, ветеран Великой Отечественной войны.

    Михаил Николаевич после окончания техникума в Ленинграде стал профессиональным железнодорожником.

    Мой отец, Николай Николаевич Розов, доктор филологических наук, крупнейший специалист по древнерусской рукописной книжности, около сорока лет проработал в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне Российская национальная библиотека). Из-за «непролетарского происхождения» он должен был в течение шести лет зарабатывать рабочий стаж, чтобы иметь возможность поступить в вуз. За эти годы он работал сезонным рабочим на железной дороге, монтером на радиозаводе и на городской телефонной сети. В 26 лет поступил на филологическое отделение Ленинградского университета. Даже после войны (в начале 1950-х гг.), работая в рукописном отделе Публичной библиотеки, он не раз чудом оставался на работе, когда ему грозило увольнение по анкетным данным: сын священника не отрекся от отца.

    Воспоминания

    В 2012 году вышла моя книга об отце «Николай Николаевич Розов. Человек. Наставник. Ученый». Она была подготовлена к 100-летию со дня его рождения. Хотелось к этой дате опубликовать его интереснейшие воспоминания, переписку с женой и коллегами, воспоминания о нем как о знаменитом ученом, а также наставнике, который более 20 лет преподавал на филфаке ЛГУ курс русской палеографии, обучая будущих специалистов по древнерусской рукописной литературе, многие из которых со временем стали крупными учеными. В книгу также включены воспоминания о Николае Николаевиче как об отце, свекре, дедушке.

    Мой отец был глубоко верующим человеком. С раннего детства он рассказывал мне библейские истории, водил меня по всем ленинградским храмам, подробно объясняя детали внутреннего убранства, сюжеты икон, жития святых. Именно от него я узнал, куда и почему надо ставить свечку, что такое алтарь, амвон, в чем отличие священника от диакона.

    Античность и сельские священники

    Когда пришло время поступать в университет, мой выбор пал на отделение классической филологии Ленинградского государственного университета. Моя мама, Наталия Александровна Чистякова, будучи доцентом этой кафедры, а потом и профессором, много рассказывала мне об античности. Однако на третьем курсе я прослушал спецкурс знаменитого ученого-фольклориста Владимира Яковлевича Проппа и решил стать фольклористом. Темой моей дипломной работы стала «Древнегреческая песня о вороне и русские колядки».

    В конце 1990-х годов, уже будучи кандидатом филологических наук, я выбрал тему для докторской диссертации по русским печатным песенникам XVIII века. Однако в 2000 году мне в руки попался журнал «Руководство для сельских пастырей», издаваемый Киевской духовной семинарией с 1860 по 1917 год. Этот журнал увлек меня, фольклориста, таким богатым материалом, еще не введенным в научный оборот, что я стал изучать другие церковные журналы. Все это привело к изменению темы диссертации: в итоге я посвятил исследование роли сельского священника в духовной жизни русского крестьянства второй половины XIX – начала XX века. Здесь, конечно, сыграли свою роль и гены предков. И я, и моя семья по сей день ощущаем помощь нашего родного небесного ходатая.