Главная / Архиерейское служение с 1920-1989 г.г. / Архиепископ Иов (Кресович) 1952 г.г.

    Архиепископ Иов (Кресович) 1952 г.г.

    Архиепископ Иов (в миру Владимир Адрианович Кресович) родился на Волыни в селе Мокрец 15 сентября 1898 года в семье священника. Все предки почившего архиепископа были священнослужителями. Это во многом определило его жизненную судьбу. Дома он воспитывался в духе любви и преданности Церкви.
    В 1913 году окончил Мелецкое духовное училище.
    30 октября 1921 года рукоположен в сан диакона епископом Кременецким Дионисием (Валединским).
    В 1922 году окончил Кременецкую духовную семинарию и 5 марта епископом Дионисием рукоположен во священника в Николаевской церкви Кременецкого Богоявленского монастыря.
    Пастырское служение проходил в приходах Волынской епархии.
    В 1922 году назначен настоятелем Св.-Троицкой церкви в м. Рахманове, Тернопольской области с исполнением должности противосектантского миссионера Кременецкого уезда.
    В 1932 году назначен настоятелем Св.-Троицкой церкви в с. Тараканове Волынской обл. Исполнял должность уездного противосектантского миссионера Дубенского уезда.
    С 1935 года – настоятель церкви св. Иоанна Милостивого в с. Любче, Волынской области и благочинный Рожищенского округа, Луцкого уезда.
    25 янв. 1942 года в мир иной отошла его супруга Василиса.
    21 июля 1942 года в Почаевской Успенской Лавре принял монашеский постриг с именем Иова, а 24 июля 1942 года возведен в сан архимандрита, был хиротонисан во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Алексий (Громадский) и епископы: Вениамин Полтавский и Лубенский, Димитрий Екатеринославский и Евлогий Винницкий.
    Архиерейская хиротония свершились в тяжкие годы, как для страны, так и для него лично. В самом разгаре была Великая Отечественная война, когда протоиерей Владимир лишился своей супруги и был призван на епископское служение. На оккупированной Украине, где среди многих архиереев наблюдалась тенденция отделиться от Московской Патриархии, Владыка Иов был одним из епископов, сохранивших каноническое общение с Патриархией.
    Для внешнего наблюдателя архиерейское служение может показаться привлекательным: его называют «Господином» и «Владыкой», ему прислуживают иподиаконы, даже пастыри лобзают ему руку… Но все это внешнее, не более того. Путь каждого архиерея – путь к звездам сквозь тернии, и прекрасная митра, которую ему надевают на голову во время службы, символизирует терновый венец Христа.
    7 мая 1943 года был убит митрополит Алексий (Громадский). Избрание преемника убиенному митрополиту состоялось на Архиерейском соборе в Ковеле 6 июня 1943 г. «Старшим епископом»(титул предложен епископом Иовом) был избран епископ Дамаскин (Малюта), а на вдовствующую Кременецкую и Дубенскую кафедру Ковельский собор переместил епископа Иова.
    При бегстве немцев с Украины большинство епископов и почти все духовенство Автономной Церкви действовашей на оккупированной территории остались на Родине. Многие из священнослужителей были арестованы НКВД по подозрению в сотрудничестве с оккупантами, которое, как правило, выражалось только в том, что священники открывали храмы и совершали богослужения по разрешению немецких властей. Епископ Иов поселился в Почаевской Лавре вместе с находившимися там на покое епископом Никодимом (Гонтаренко) и епископом Вениамином (Новицким).
    14 февраля 1945 года назначен епископом Измаильским.
    5 апреля 1946 года по болезни уволен на покой в один из монастырей Кишиневской епархии.
    29 июля 1946 года назначен епископом Лысковским.
    В 1948 году временно управлял Горьковской епархией.
    С 7 декабря 1950 года – епископ Великолукский и Торопецкий.
    С 20 июля 1951 года – епископ Чебоксарский и Чувашский.
    Епископ Иов нес нелегкий крест Святительского служения на Чебоксарской кафедре, никогда не шел на компромиссы и уступки, которые могли бы угрожать благу Церкви и православного народа.

    Характеризуя внешний облик преосв. Иова, можно сказать, что он был человеком невысокого роста, но довольно широким в плечах. Пользовался репутацией красноречивого проповедника. По поводу его красноречия известен один случай, имевший место, когда преосв. Иов был епископом Чебоксарским и Чувашским. Однажды туда приехал из Казани архиеп. Сергий (Королев) и по этому случаю епископ Иов встретил почетного гостя приветственной речью, в которой восхвалял достоинства архиепископа. Гость нашел эти похвалы чрезмерными и прервал приветственную речь самым неожиданным образом: он, архиепископ, поклонился в ноги епископу Иову и пояснил смутившемуся хозяину: “Кланяюсь твоему дару красноречия. Я его не имею”. Этот эпизод до некоторой степени характеризует обоих святителей.
    С 28 января 1953 года – епископ Казанский и Чистопольский, после кончины архиепископа Сергия (Королева,+18.12.1952 г.), временно управляющий Чебоксарской епархией.
    25 февраля 1954 года возведен в сан архиепископа.
    26 декабря 1957 года переименован в архиепископа Казанского и Марийского.
    Казанский период служения архиепископа Иова совпал с периодом возобновления гонений на Русскую Православную Церковь, вошедших в историю как «хрущевские гонения». Первые грозные предвестники новых бед Церкви появились в начале 1960 г.
    За один год, с 1 января 1960 по 1 января 1961 г. общее количество православных храмов в стране сократилось на 1392, с 12 963 до 11 571.
    Архиепископ Иов ездил по городам и селам и призывал паству твердо стоять за храмы Божии и не допускать упразднения приходских общин. С целью запугать архиереев, которые боролись с наступлением на церковь, в 1960 году архиепископ Казанский Иов был арестован и осужден на три года, ему было предъявлено обвинение в сокрытии доходов и неуплате налогов.
    В беседе с архиепископом Брюссельским Василием Кривошеиным, состоявшейся в июле 1960 года, митрополит Николай (Ярушевич) объяснял: «Согласно с установившимися порядками архиереи платят налоги со своего жалованья. Кроме того, они получают на представительство (куда часто входит содержание машины, секретаря, поездки и т.д.). Эти суммы налогам не облагаются и в инспекцию не заявляются. А вот к архиепископу Иову придрались, что он эти суммы на представительство скрывал, налогов с них не платил. Но даже в таких случаях, когда кто-нибудь скрывает доходы и не платит налогов, за это не сажают сразу в тюрьму, но предлагают уплатить недостающий налог и только в случае отказа могут подвергнуть наказанию. Архиепископ Иов предложил все уплатить, что с него требуют. Тем не менее его приговорили к трем годам».

    Во время одного из допросов Владыка спросил, за что его хотят судить и ему ответили : «За проповеди!» (архиепископ Иов был замечательным проповедником, настоящим Златоустом, говорил всегда со слезами, трогательно). Архиерей ответил : «Ну, если за проповеди, тогда я готов отсидеть сколько положено!»
    И Священноначалие, и простые верующие были уверены в невиновности и честности Владыки Иова. Тем не менее, приговор был приведен в исполнение.
    В тюрьме Владыка сильно подорвал свое здоровье. После трех лет лагеря Владыка ещё три годы был не у дел.
    23 октября 1967 года назначен архиепископом Уфимским и Стерлитамакским.
    С 16 октября 1973 года – архиепископ Ивановский и Кинешемский.
    На Ивановскую кафедру владыка Иов приехал больным стариком. За плечами – война, смерть жены, три года лагерей и множество других испытаний. Все это подорвало его здоровье и унесло силы. А в Ивановской епархии ему осталось от владыки Феодосия (Погорского) непростое наследство: буквально война с церковным советом Ивановского кафедрального собора, сложные отношения с церковными советами многих приходов…

    В управлении Ивановской епархией архиепископу Иову помогал его секретарь протоиерей Николай Демьянович, который был его секретарем в Чебоксарах.
    24 июля 1977 года исполнилось 36 лет его архиерейского служения. В управлении епархией архиепископу Иову помогал его секретарь протоиерей Николай Демьянович, который был уже некогда его секретарем, еще до заключения владыки Иова.
    28 сентября 1977 года архиепископ Иов обратился к Патриарху Пимену с прошением освободить его от ставшего непосильным архиерейского служения и отправить на покой.
    Святейший Патриарх Пимен, однако, приняв во внимание большие заслуги архиепископа Иова перед Церковью и в связи с 36-летием служения его в архиерейском сане, решил пока только наградить старейшего по хиротонии архиерея Церковным орденом Св. Владимира 2-й степени с пожеланием ему скорейшего выздоровления и продолжения служения на Ивановской кафедре.
    Пересланная Его Святейшеством награда была вручена немоществующему владыке Иову 2 октября в его архиерейских покоях. Обливаясь слезами радости и благодарения, что он не забыт в дни посетившей его скорби, что на склоне лет своего служения Церкви Христовой он удостоен столь высокой награды от всегда милостивого к нему Святейшего Патриарха, владыка Иов тут же поручил направить Его Святейшеству благодарность от своего имени. Вместе с тем, будучи всегда строгим к своему архипастырскому долгу и сознавая, что он уже не в состоянии по-настоящему дальше духовно, окормлять свою паству, болящий архиепископ Иов тут же просил присутствующих подтвердить его ходатайство о почислении на покой перед Патриархом. В результате такого бесповоротного решения больного старца просьба его была удовлетворена.
    Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 6 октября 1977 года было определено: Преосвященного архиепископа Ивановского и Кинешемского Иова, согласнопрошению, уволить на покой.
    Архиепископ Иов поселился во Львове у своих детей. Его жизнь там не была долгой: уже 4 декабря 1977 года, в воскресенье, он отошел в вечность. Кончина владыки Иова была христианской: он соборовался, исповедовался и приобщился Св. Тайн. Отпевание усопшего архипастыря совершил митрополит Львовский и Тернопольский Николай в сослужении многочисленного духовенства.
    Владыка Иов имел награды: медаль “За самоотверженный труд в Великой Отечественной войне” (награжден в июне 1945 г.) и церковный орден св. равноап. князя Владимира 1-й степени