Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Святой «гражданин Симбирска»

    Святой «гражданин Симбирска»

    Блаженного Андрея в нашем городе почитают тысячи людей, независимо от вероисповедания, положения в обществе и уровня образованности. Так было и при жизни самого праведника. «Старец был известен как провидец, молитвенник и подвижник веры. Почитание его было поистине всенародным. После смерти Андрея Ильича оно не ослабло, а напротив – укрепилось. Тому свидетельством – общегородская подписка по сбору средств на сооружение памятника на могиле старца, неоднократно издаваемые сочинения о жизни и подвигах блаженного. Следует, однако, напомнить, что Андрей Ильич был, с точки зрения материалистов, обычным городским нищим», – писал исследователь жизни и подвига святого Андрея протоиерей Алексий Скала.

     

    Детство

    Родился блаженный 4 июля (ст.ст.) 1763 года в Симбирске, в семье бедного мещанина Ильи Ивановича Огородникова. Ребенка назвали в честь святителя Андрея, архиепископа Критского. Родители угодника Божия, особенно мать Анна Иосифовна, были верующими и воспитывали детей (Андрея, его старшего брата Фаддея и сестру Наталью) в страхе Божием и благочестии. Может быть, потому Наталья и подвязалась в Симбирском Спасском монастыре после кончины мужа.

    До трехлетнего возраста святой был «сиднем», потом начал ходить, но ничего не говорил, кроме «мама Анна» или просто «Анна». К семи годам отказался от привычной одежды и обуви. В любое время года и любую погоду он бегал по улицам города босиком, в одной рубахе до пят. На вопросы отвечал нечленораздельными звуками, жестами, движением головы. При этом нельзя сказать, что Андрей Ильич страдал нарушением слуха и речи. Сохранились свидетельства очевидцев, что в исключительных случаях он говорил абсолютно логично и понятно. Добровольно взяв на себя подвиг юродства и отказавшись от всего мирского, праведник получил в награду от Господа дар прозорливости и исцеления.

     

    Подгорье

    До смерти отца и матери Андрей Ильич жил в родительском доме в Подгорье, на берегу реки Волги. Это была самая оживленная часть города: живописный склон, утопающий в зелени огромных садов, несколько красивых церквей, жилые дома и дачные участки, пристань с торговыми лавками, родники и известный Исаакиевский колодец. Шесть спусков соединяли Подгорье с Симбирском, пять из них назывались в честь местных храмов.

    Историческая часть района снесена и затоплена в 1950-х годах при создании Куйбышевского водохранилища. Дома, находящиеся в личной собственности и сооружения, принадлежавшие городу, были перенесены в нагорную зону города.

    Современное Подгорье представляет собой склон протяженностью от Президентского моста до Речного порта. На незатопленном участке расположен городской пляж.

     

    Панская улица

    После смерти родителей блаженного стал опекать его брат. Когда и он отошел ко Господу, заботы о праведнике легли на сестру Наталью, которой ради служения угоднику Божию пришлось оставить обитель. В 1813 году они поселились в хижине во дворе племянницы Агафьи Фаддеевны (дочери брата) на улице Панской. Домик был построен на средства симбирской помещицы Екатерины Алексеевны Мельгуновой. Она почитала святого и ежегодно, вплоть до его кончины, жертвовала 60 рублей на содержание блаженного.

    Вот что писал историк-краевед Павел Любимович Мартынов в книге «Город Симбирск за 250 лет своего существования»: «Сюда (в хижину на Панской, – прим. ред.) он приходил только ночевать, а целые дни проводил на улице».

    Памятный знак, установленный на месте хижины блаженного

    Улица Панская, как и ее название, появилась в 1663 году. На этом месте поселили поляков, взятых в плен в бою под Смоленском и высланных в Симбирск. В 1918 году улицу переименовали в честь Ф. Энгельса.

    5 июня 2009 года архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл освятил памятный знак, установленный на торце здания по улице Энгельса, дом 23. Именно здесь стояла хижина, где жил и скончался блаженный. Бронзовый барельеф, изготовленный местным скульптором Олегом Клюевым, представляет собой икону-складень с изображением небесного покровителя города и разрушенных храмов Симбирска.

    Постановлением администрации города Ульяновска от 26 апреля 2018 года часть улицы Энгельса (от улицы Ленина до переулка Комсомольского) была переименована в улицу Андрея Блаженного.

     

    Вознесенский собор

    Чаще всего жители Симбирска встречали блаженного Андрея у Вознесенского храма (разрушен в 1935 году, сейчас на его месте – перекресток улиц Гончарова и Ленина, сквер с памятником И.А. Гончарову). Особую любовь имел праведник к дому Божию. Большую часть земной жизни он был прихожанином этого храма. «Часто его видели в любую стужу, стоящим на колокольне храма, либо под стенами собора на протяжении всей ночи, а иногда ползающим в особом умилении подле ограды храма и целующим низенькие ее столбики», – отмечал отец Алексий. Здесь святой молился, приступал к таинствам Исповеди и Причастия. В этом же храме его провожали в вечность.

    Вознесенский храм

    После смерти блаженного Андрея Вознесенский храм получил статус собора. Интересно, что в страшном городском пожаре 1864 года он пострадал меньше других церквей и был быстро восстановлен.

    В начале XX века архитектор Н.А. Розетти подготовил масштабный проект по перестройке собора. Стоит отметить, что перед его утверждением в храме была совершена панихида по бывшему прихожанину рабу Божию Андрею и усопшим строителям старой церкви. В сентябре 1907 года Симбирск украсил новый изумительный храм в «русском» стиле. В 1916 году число прихожан Вознесенского собора составляло около 5000 человек. В 1930-м году храм закрыли.

     

    На углу и в воде

    «Одним из обыкновенных его занятий было стоять на одном месте, по целым часам, перекачиваясь с ноги на ногу» – писал Павел Мартынов. В Симбирске было несколько мест, где подолгу стоял блаженный. Одно из таких – на углу улиц Большой Саратовской и Панской, где в то время находились деревянные торговые постройки. В наши дни здесь располагается голубое двухэтажное здание по адресу: улица Гончарова, дом 15/27. Внимательные горожане знают, что некогда это была усадьба купца Семена Зеленкова.

    Перекресток улиц Большой Саратовской и Панской

    Видели блаженного и стоявшим в мороз в родниковой воде озера Маришка. В дни земной жизни святого на юг от водоема открывался великолепный вид на город. Появление пруда здесь объяснимо – эта часть города, удаленная от больших рек, тогда начинала заселяться и нуждалась в воде. К концу же XIX века Маришка «представляла бассейн застаивающейся воды, из озера постепенно образовалась зловонная лужа» (П.Л. Мартынов). Потому по санитарному предписанию озеро засыпали и образовался пустырь. В начале XX века здесь возникла площадь Маришка. В 1910-1911 годы по проекту Федора Ливчака, было построено здание мужского городского училища имени Н.В. Гоголя. В наши дни помещение занимает Центр детского творчества (улица Красноармейская, дом 53).

     

    В гостях

    Почитание симбирского праведника началось еще при его жизни. Многие жители города и его окрестностей просили у блаженного Андрея помощи. А он и не отказывал.

    Однажды, одна из почитавших святого симбирянок пожелала, чтобы старец стал крестным отцом ее сына. Через некоторое время после совершения таинства, она принесла младенца в хижину к праведнику. Блаженный, увидев ее с ребенком, снял со стены икону и положил ее на младенца, благословляя, хотя никто не говорил святому, что у купели его поминали как крестного отца.

    Сохранились сведения о визитах блаженного Андрея в дома симбирян: и помещиков, и бедняков. Хотя его поступки казались окружающим странными и безрассудными, они всегда имели особое значение и смысл. Так, однажды он неожиданно вбежал в домик одной почитавшей его бедной мещанки, вытащил голыми руками из огненной печи горшок со щами, бросил на пол и скрылся. Горшок, конечно же, разбился. Женщина не могла не расстроиться: пропала еда. Но убирая осколки, на дне посудины она увидела огромного паука. Стоит ли говорить о том, что лучше остаться невредимым, чем сытым, но отравленным?

    В воспоминаниях симбирской дворянки Александры Ефимовны фон Руммель находим интересный случай: «Старинный дом наших родителей, где все мы родились, находился в приходе церкви во имя святителя Николая (на месте, где стоял этот дом, сейчас расположено здание Ульяновского музыкального училища – улица Гимова, дом 1/20 – прим.ред). И не думали никогда наши родители его продавать… Но вот прибегает однажды в наш дом Андрей Ильич и начинает из всех углов выметать сор. Все семейные тут же сказали, что из этого дома нам придется выехать. И что же? Совершенно неожиданно, месяца через два после этого, дедушка наш И.А.П. подарил матери нашей прекрасный каменный дом на Большой улице (сейчас – Гончарова – прим.ред), куда мы и переехали».

     

    Среди торговых лавок

    Кротости нрава и незлобию праведника остается только поучиться современным симбирянам-ульяновцам. В жизни блаженного случались и поношения, и откровенное издевательство. Несмотря на это, блаженный Андрей никогда не раздражался и не предпринимал попыток защищаться, а невозмутимо покидал обидчиков. Дети могли дернуть его за длинную рубаху и щипать. Порой святой возвращался домой весь в муке или смоле.

    Горожане часто могли встретить праведника на Большой Саратовской улице (в районе современного ЦУМа) среди торговых лавок. По словам Павла Мартынова, там были рады посещению святым: «Торговцы считали за счастье, когда Андрей Ильич, пробегая мимо лавки, возьмет от кого-либо из них подаяние – в тот день торговля этого счастливца шла необычайно успешно».

     

    Кончина

    Всю свою жизнь блаженный Андрей вел невидимую человеческому взору брань с темными силами. За несколько дней до кончины он ослаб и слег в постель. Узнав о состоянии святого, в неказистую хижину хлынул поток людей: попрощаться и испросить благословения. 23 ноября (ст.ст.) раб Божий Андрей последний раз причастился Святых Тайн. С 27-го на 28 ноября духовник святого, священник Василий Архангельский всю ночь находился у постели своего духовного чада, провожая его в вечность: читал умирающему акафист Успению Пресвятой Богородицы, а затем и отходную. В четыре часа утра праведник тихо отошел ко Господу.

     

    В жизнь вечную

    Новость о случившемся облетела город и близлежащие поселения. Епископ Герасим (Добросердов) сообщает: «хотя тело Андрея Ильича до 6 дней покоилось в тесной хижине, где денно-нощно толпился народ и служились панихиды, однако смерть не оставила не нем печальных следов своих: в старческом лице покойного, как в живом, ясно отражались умиление и радость, а от тела, как от ладана в кадиле, благоухало ароматом нетления». 

    Принять участие в подготовке к похоронам блаженного – сшить новую рубаху для покойного, изготовить гроб, обивку, покрывала, – считалось для местных дворян и купцов честью.

    По словам настоятеля Вознесенского собора Симбирска священника Павла Мальхова, «городской голова с обществом купцов ходатайствовали о дозволении положить его около Вознесенской церкви. Преосвященный Анатолий, чтобы удовлетворить безграничному энтузиазму народному, и руководясь голосом народа, как голосом Божиим, дозволил перенести почившего еще на сутки в Вознесенскую церковь, а местом погребения указал Покровский монастырь». Гроб с телом праведника принесли в Вознесенский храм к всенощному бдению. Всю ночь там звучала заупокойная молитва о новопреставленном прихожанине.

    На следующий день пешая похоронная процессия направилась к кладбищу Покровского монастыря. «При погребении и выносе юродивого, только тот из жителей города оставался в своем доме, кому не было возможности сделать одного шага. Гроб несли с хоругвями и звоном на пространстве более версты, при ежеминутных переменах носильщиков», – сообщал отец Павел. Отпевал блаженного Андрея первый ректор Симбирской духовной семинарии архимандрит Гавриил (Воскресенский) в сослужении сонма городского и сельского духовенства. «Одних священников было до 30 лиц», – уточнял отец Павел.

    Похоронили Андрея Ильича около южной стены монастырского храма. Вскоре на могиле установили камень в виде гроба, на нем – чугунную плиту с надписью о происхождении, времени рождения и кончины праведника.

     

    Труд владыки Герасима

    Вскоре после смерти блаженного появились первые рукописные воспоминания о нем. А в 1864 году – и первое печатное повествование о жизни праведника, написанное епископом Герасимом Ревельским (Добросердовым), одним из ректоров Симбирской духовной семинарии. Публикация выдержала не одно издание и дошла до наших дней. «Прибывши в Симбирск, лет через десять спустя, по смерти Андрея Ильича и любя, при кручине сердечной, искать и находить иногда утешение от житейских невзгод в сей обители, мы не раз и всегда с удовольствием, в часы богослужения, останавливались на южной стороне Покровского придела, за боковыми дверями храма, у этой, все еще незабытой добрыми гражданами Симбирска, могилы блаженного Андрея. Перед нею возносились нередко, с фимиамом кадильным, мольбы к небесам служивших литию иноков, по просьбе богомольцев, о вечном покое усопшего о Господе, старца Божия Андрея». В предисловии к своему труду владыка Герасим подчеркивал, что он специально интересовался жизнью праведника и организовал сбор материалов о нем: «Подробностями домашней жизни, кончины и погребения блаженного Андрея мы обязаны, между прочим, заметкам одной почтенной инокини симб[ирского] монаст[ыря] Ел[изаветы] Еф[имовны] Андр[еевой], написанным ею по нашему поручению, года за три пред сим и хорошо знакомой с племянницею блаженного Андрея – Агафьею. Что же касается до устных сказаний, то большая их часть заимствована и поверена нами еще в бытность нашу на службе в Симбирске от лиц, помнивших Андрея Ил[ьича] и знавших его хорошо». Не могу не отметить, что владыка Герасим прославлен в лике святителей в составе собора Сибирских святых.

     

    «Гражданин города Симбирска»

    Любовь симбирян к блаженному не угасла с его уходом из жизни. На могилу к старцу приходило множество людей, в дни памяти Андрея Ильича в храмах совершались панихиды. К слову, в Троицком кафедральном соборе (находился на Соборной площади, снесен в 1936 году) под одной из икон был помещен небольшой портрет праведника с пометкой «гражданин города Симбирска». Упоминание об этом можно найти на страницах книги Александра Матвеевича Матвеева «Историческая юбилейная выставка в память 250-летия основания г. Симбирска».

    В 1893 году, по благословению епископа Симбирского Варсонофия (Охотина), на могиле блаженного был установлен чугунный памятник в виде часовни, которую венчали позолоченные главки. Внутри часовни находился портрет святого во весь рост.

     

    Век XX

    В конце 20-х – начале 30-х годов XX века Покровский монастырь и кладбище были разрушены. Та же участь постигла и место упокоения блаженного Андрея. Памятник был уничтожен, могила разорена и засыпана остатками стен разрушенного собора, битым кирпичом и прочим строительным мусором. Впоследствии и вовсе скрыта под асфальтом. Казалось бы, все сделано для того, чтобы предать праведника забвению и буквальным образом стереть память о нем с лица земли. Но верующие продолжали посещать бывший монастырь, который стал сквером имени И.Н. Ульянова. Туда они приносили цветы и… молитвы.

     

    Отец Алексий

    Обретению небесного покровителя Ульяновск обязан протоиерею Алексию Скала (+2012). В 1990 году, готовясь к 150-летию со дня кончины блаженного Андрея, он начал сбор информации о жизни и чудесах святого. Божиим промыслом, в ходе этих работ документально было выяснено точное место погребения старца. Результатом археологических исследований стало обнаружение захоронения блаженного. Восемь лет спустя, благодаря трудам отца Алексия (перечислить все сделанное священником на газетной полосе не представляется возможным), состоялись торжества прославления святого блаженного Андрея. Его мощи были подняты и торжественно перенесены во Всехсвятский храм Ульяновска, где почивали 16, 5 лет.

    Рака с мощами во Всехсвятском храме

    С 2015 года главным храмом города стал Спасо-Вознесенский кафедральный собор. Его внешний вид имеет архитектурные особенности храма, который при жизни так любил блаженный Андрей. В канун дня памяти святого, 9 декабря 2015 года, мощи старца были перенесены из Всехсвятской церкви в новый собор, где и покоятся в настоящее время.

    Рака с мощами святого в Спасо-Вознесенском соборе

    Так удивительным образом был соткан узор из переплетения судеб святого Андрея и Спасо-Вознесенских соборов Симбирска и Ульяновска.

    Анна Фролова

    Газета «Православный Симбирск»