На пути в Иерусалим

    Раздел Евангелия от Луки с 9-й по 19-ю главы посвящен общей теме – пути Спасителя в Иерусалим на добровольное распятие и смерть. Апостол Лука начинает этот раздел пояснением: Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим (Лк. 9, 51). По мере приближения к Иерусалиму Христос все с большей настойчивостью подчеркивает цель этого последнего Своего путешествия во Святой Град (Лк. 12, 49-50; 13, 31-35; 17, 25).

    По мнению библеиста епископа Кассиана (Безобразова), путь на Страсти, описанный у евангелиста, мог быть только однократным. Маршрут Христа и учеников в Иудею огибал Самарию и проходил через Заиорданскую страну.

    В евангельской истории время пути выделяется как особый период. Спаситель продолжает воспитывать Своих учеников: к этому периоду апостол Лука относит 18 сказанных Господом притч. Основная их тема – субъективные условия вступления в Царство Небесное. Что должен сделать для этого человек? В притчах Христос говорит о любви к ближнему, о твердости в молитве, о важности рассудительности, о радости покаяния, об отношении к богатству.

    Давая апостолам наставления о молитве, Спаситель произносит притчу о докучливом друге: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит… Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11, 5-8, 13). Только что Господь дал ученикам молитву «Отче наш…», а теперь показывает, с каким настроем души следует молиться Богу. Неотступность – вот ключевое качество, которым должна обладать молитва.

    Святитель Василий Великий пишет: «Господь представляет нам пример, чтобы научить нас быть неослабными и неотступными в вере. Он берет пример с человека, обращающегося к человеку, чтобы научился ты никогда не терять надежды, чтобы, когда будешь просить и не получишь, не переставал просить, пока не получишь, если только, как сказано прежде: просишь того, что Богу угодно; и чтобы не говорил: “я грешник, потому и не услышан”… хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, и непрестанно делая добро».

    Господь хочет, чтобы молитва наша была терпеливой, усиленной и продолжительной. Она уже сама по себе является ценностью, ведь в ней человек общается с Богом как со своим Другом. Христианин, молясь, прежде всего ищет не материальных благ, а желает получить благодать Святого Духа. Последнее и есть главный духовный результат молитвы – внутренний мир человека преображается, когда он вступает в единение с Богом. Поэтому православные святые так любили молиться.

    Преподобный Силуан Афонский говорил: «Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицем Господа».

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»