Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа близ Иерусалима, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках.
В 14 лет Господь открыл ему, что еще во чреве матери он был избран Богом для пророческого служения. Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неумение говорить, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его. Он коснулся уст избранника и сказал: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (Иер. 1, 9-10). С того времени двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались убить. Он возвещал слово Божие, перед его лицом совершенно отчетливо разворачивалась картина того, что здесь скоро будет происходить, – ее он описывал в леденящих душу подробностях. Но это не находило отклика у современников. Множество людей, пророков, священников говорили, что ничего этого не будет, что здесь Храм Господень, что здесь Иерусалим, закон.
Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили его в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер.
Пророчество сбылось: вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, пленил жителей, а пророку Иеремии позволил жить, где пожелает. Пророк остался на развалинах Иерусалима, оплакивая его падение.
Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе. Там Иеремия жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил молитвой крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Согласно преданию, там же своими соплеменниками он был побит камнями за то, что не переставал пророчествовать и обличать их в непослушании воле Божией.
В церковном предании Иеремия назван «плачущим пророком» – он глубоко скорбел о грехах и беззакониях израильтян: О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего (Иер. 9, 1).
Кроме книги пророчеств, Иеремии принадлежит удивительное по красоте и глубине содержания поэтическое сочинение Плач – о разрушении Иерусалима.
Уже в ветхозаветные времена пророка Иеремию почитали очень высоко. Во Второй книге Маккавейской описано, как перед одним из сражений Иуде Маккавею в видении является пророк Иеремия, о котором говорится, что он великий молитвенник и предстатель перед Богом за народ иудейский и за Иерусалим. Иеремия подал Иуде золотой меч, которым тот сокрушил врагов (2 Макк. 15, 12-16).
На вопрос Христа: За кого люди почитают Меня? – апостолы ответили, что одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, третьи за Иеремию или за одного из пророков (Мф. 16, 14). Таким образом, Иеремия стоял в народном сознании в ряду великих пророков.
Газета «Православный Симбирск»