Притча о злых виноградарях с некоторыми отличиями встречается у евангелистов Матфея, Марка и Луки. Во всех версиях этой притчи хозяин виноградника сначала посылает своих рабов (слуг), а затем единородного сына. Виноградари убивают сына владельца – по Матфею и Луке вне виноградника, по Марку – убив, выбрасывают из виноградника. В сравнении с другими версиями в изложении апостола Матфея эта притча является более полной. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил
виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка (Мф. 21, 33-46).
В Священном Писании Ветхого Завета образ виноградника применялся к
израильскому народу. В Книге пророка Осии читаем: Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры (Ос. 10, 1). Иными словами: чем благополучнее жизнь, тем более благодарят ложных богов (кумиров), а не Истинного Бога. Пророк Иеремия говорит об Израиле как об избранной лозе, которая выродилась: Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? (Иер. 2, 21 и в других местах: 8, 13; 12, 10). Пророк Иезекииль возвещал волю Божию: так говорит Господь Бог: как дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдал огню на съедение, так отдам ему и жителей Иерусалима. И обращу лице Мое против них… И сделаю эту землю пустынею за то, что они вероломно поступали (Иез. 15, 6-8). Однако более всего перекликается с текстом евангельской притчи отрывок из Книги пророка Исаии: Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль (Ис. 5, 1-7). Все эти отрывки из пророческих книг, без сомнения, были известны фарисеям и израильским старейшинам, к которым обращался Спаситель. В ветхозаветных текстах Бог предстает заботливым хозяином виноградника (народа Божия), но, несмотря на заботу и любовь, лоза приносит дикие плоды. В притче о злых виноградарях хозяин также символизирует Бога, виноградник – израильский народ, слуги хозяина – многочисленных ветхозаветных пророков, учителей, вождей, посылавшихся Богом, чтобы вернуть Израиль на путь истинного богопочитания, сын хозяина – воплощенного Сына Божия, Господа
нашего Иисуса Христа, а злые виноградари – религиозных лидеров Израиля или же вообще всех отвергших Спасителя. Притча отражает конфликт Христа и израильских первосвященников; она предсказывает скорый исход этого конфликта – смерть Сына Божия на Кресте. Христос распят вне стен Иерусалима, и тело убитого хозяйского сына из притчи оказывается вне виноградника. Христос – это краеугольный камень (т.е. камень, скрепляющий строение, лежащий в основании) священной истории Израиля. Он последний Посланник к избранному народу, Который, как и прежние праведники, был отвергнут и убит. За это злых виноградарей ожидает возмездие, а виноградник будет отдан другим.
Действительно, в 70 году н.э. Иерусалим был разрушен римскими войсками, а Храм – уничтожен. Господь предупреждал отвергших Его: отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. Этим новым народом стали христиане (бывшие иудеи и язычники), которые приняли Христа и стремятся исполнять Его заповеди, приносить добрый плод духовной жизни, угодной Богу. В церковных текстах они называются Новым Израилем. Притча о злых виноградарях многогранна. Она заставляет нас задуматься о милости и долготерпении Господа к грешнику, о человеческой подлости и алчности, о быстротечности времени, о необходимости покаяния, которое подтверждается соответствующими плодами – исправлением жизни и возмещением совершенных нами неправд. Христос ждет от нас не мертвой «религиозности», за которой перестает ощущаться и Бог, и человек, «религиозности», которая не меняет устремления сердца, а искренней веры, добрых дел и живого общения с миром горним и дольним. Лишь живя так, человек обретает прочное основание своего бытия, смысл и уверенность, ведь Бог становится для него реальностью, ведущей его через лабиринт жизни.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»