21 февраля исполнилось 40 дней, как завершился земной путь заслуженного работника культуры РФ, музыканта, дирижера, педагога Ларисы Александровны Филяниной. Ее трудами был создан хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета, архиерейский детский хор «Радость». Воспитанники Ларисы Александровны, следуя ее примеру, связали свою жизнь с музыкой и теперь продолжают дело, начатое замечательным педагогом. Мы поговорили с теми, в чьей жизни навсегда останутся добрые воспоминания о Ларисе Александровне.
Наталья Пугачева, руководитель архиерейского детского хора «Радость»:
– Вместе с Ларисой Александровной мы прошли долгий и счастливый творческий путь. Она была моим педагогом. После окончания обучения я осталась преподавать в УлГУ, и мы стали коллегами. Многие проекты и хоровые фестивали были созданы совместно, рука об руку с Ларисой Александровной. Я была рядом, когда она руководила архиерейским детским хором, который посещал и мой ребенок. Лариса Александровна привила юным воспитанникам любовь и вкус к музыке. Ее стараниями дети посетили Святую Землю, выступали в храмах Санкт-Петербурга. А потом случилось так, что мне пришлось принять руководство детским хором четыре года назад. Мы с ребятами продолжаем трудиться и творить, развиваем традиции, которые заложила Лариса Александровна.
Она была невероятно энергичным человеком, деятельным музыкантом. Ее сердце горело любовью к музыке, и это горение вдохновляло коллег, учеников. Лариса Александровна была человеком удивительного педагогического таланта, ей удавалось сплотить нас, своих студентов, вложить в наши сердца искорку энтузиазма. Благодаря Ларисе Александровне музыкальная культура Ульяновской области вышла на новый уровень. Хор студентов и преподавателей УлГУ неоднократно становился лауреатом всероссийских и международных конкурсов хорового исполнительства.
Уход Ларисы Александровны – большая утрата. Мы постараемся достойно продолжить ее дело. Наше счастье состоит в том, что мы видели, как она работала, напитывались неповторимым отношением к музыке. Она учила нас тому, что дирижер должен быть для всех примером, требовать максимум от себя, а потом уже от коллектива. Эта требовательность к себе, дисциплина, выдержанность была видна даже во внешнем облике Ларисы Александровны.
Юлия Наседкина, регент храма во имя святых бессребреников Кира и Иоанна г.Ульяновска:
– Впервые я встретилась с Ларисой Александровной на прослушивании в хор студентов и преподавателей УлГУ, которым она руководила. Лариса Александровна – человек глубинного душевного содержания, внутренней силы и энергии. Она обладала талантом слышать и чувствовать людей. Те невероятные коллективы, которые она созидала, начинания, которые она продвигала, являются лучшим тому свидетельством. Лариса Александровна одинаково хорошо чувствовала и направляла как отдельного хориста, так и целый коллектив. Когда мы выступали с концертами в разных городах, странах, нам часто говорили после выступления о том, что прозвучало именно то, что так было необходимо услышать этому залу, а значит, Лариса Александровна чувствовала сердцем не только нас, хористов, но и каждого слушателя, сидящего в зале.
Наше общение с Ларисой Александровной продолжалось более двадцати лет. Я пришла петь в хор студентов и преподавателей УлГУ, будучи студенткой четвертого курса. Хор, который собрала и организовала Лариса Александровна, стал живым коллективом, который практически сразу начал гастролировать, участвовать в музыкальных конкурсах и фестивалях. Как руководитель она прекрасно понимала, что развитие хора зависит от того, какую музыку слушают хористы, от того, насколько у каждого участника развита музыкальная эрудиция. Поэтому Лариса Александровна устраивала для нас множество путешествий, каждое из которых нас вдохновляло. По традиции мы привозили домой не только свежие впечатления, но и ворох новых партитур, которые мечтали исполнить. В какой-то момент благодаря поездкам наш коллектив услышал практически всю музыку, которая исполняется в нашей стране ведущими профессионалами, и тогда Лариса Александровна загорелась сама и вдохновила нас принять участие в Международном хоровом фестивале, который проходил в Италии. Наш коллектив стал победителем этого фестиваля. Это была невероятно высокая награда, которая стала нашей благодаря слаженной работе и сердечному горению Ларисы Александровны.
Я обязана Ларисе Александровне и моим дирижерско-хоровым образованием. Дело в том, что я начала учиться музыке, будучи взрослым человеком, кандидатом физико-математических наук. Год готовилась к поступлению, а Лариса Александровна всецело мне помогала, направляла. Моим главным преимуществом был огромный музыкальный багаж, та самая эрудиция, которая накопилась за время участия в конкурсах и фестивалях по всей стране и за ее пределами.
То, что я провела более двадцати лет под руководством Ларисы Александровны, в сотрудничестве с ней, – огромное счастье. Я уже не могу представить себя без ее опыта и тех важных уроков, которые она помогла мне усвоить. Эта потеря отзывается болью в сердце.
Юлия Любавина, преподаватель церковного пения:
– Я познакомилась с Ларисой Александровной, когда поступила в УлГУ на отделение хорового пения и дирижирования.
Сердцевина обучения дирижера – работа один на один с мастером. В этом единении педагога и ученика созидаются совершенно особые, теплые отношения. Лариса Александровна была невероятно вовлечена в эти отношения с каждым из своих студентов. Ее волновал не только наш профессиональный рост, но и то, какие мы люди, все ли у нас хорошо в семье, в жизни. Лариса Александровна учила нас быть достойными профессионалами. Один совет Ларисы Александровны я не забуду никогда. Так получилось, что уже на первом курсе университета я стала регентовать в Неопалимовском храме. В то время Лариса Александровна приходила на богослужения в этот храм, и, видя мои постоянно испуганные глаза, она из раза в раз мне говорила: «Если ты сейчас привыкнешь бояться заходить на клирос, то это останется с тобой навсегда». Тем самым Лариса Александровна помогла мне принять ответственность регента, не испытывая при этом страха. Конечно, по неопытности я очень переживала, каждая ошибка хора на богослужении принимала для меня масштабы катастрофы, а Лариса Александровна научила находить в каждой ошибке крупицу опыта. На мой взгляд, талант педагога – увидеть, на что способен ученик. Лариса Александровна была невероятно чутка к нам, она никогда не давила на нас авторитетом преподавателя, не ругала за ошибки.
Для меня она была не только наставником, но и по-настоящему близким человеком. Когда уходит близкий человек, кажется, что он был, а теперь его нет, и все воспоминания, которые связывали тебя с этим человеком, оказались призрачными, их нет. Возникает страх – запомнила ли я что-то об этом прекрасном человеке? Но боль уйдет, а память восстановит события. Сейчас на сердце вместе с болью разлуки огромная благодарность и любовь по отношению к Ларисе Александровне.
Андрей Чижов, помощник регента смешанного хора Спасо-Вознесенского кафедрального собора:
– С Ларисой Александровной Филяниной я знаком с детских лет. В четыре года мама привела меня к ней в детский архиерейский хор. Лариса Александровна приняла меня очень по-доброму и уже в то время учила нас, малышей, труду, прививала вкус к духовной музыке. Обращалась как со взрослыми, с уважением, была требовательна к дисциплине и порядку в хоре.
В переходном возрасте я оставил хоровое пение, но потом в музыкальном училище мои творческие способности проявились с новой силой, и я вернулся к Ларисе Александровне уже во взрослый хор преподавателей и студентов УлГУ, где она мне доверила даже сольные партии.
По окончании музыкального училища я поступил на курс Ларисы Александровны, и она раскрыла передо мной все тонкости искусства хорового дирижирования, которое стало моей профессией. Я очень благодарен ей за все, чему она меня научила.
Подготовила Ксения Хайсанова