Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Святая царская семья: история канонизации и почитание

    Святая царская семья: история канонизации и почитание

    17 июля Церковь чтит память святых царственных страстотерпцев — последнего российского императора Николая II и его семьи. И хотя святые правители нередко встречаются в православной традиции, канонизация этих святых до сих пор у некоторых вызывает вопросы. Постараемся дать ответ на самые распространенные из них.

    За что почитают царскую семью? В чем состоял их подвиг?

    Царскую семью — царя Николая, царицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию — канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без сопротивления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого. Поэтому царская семья канонизирована прежде всего за предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания.

    Почему царская семья причислена к лику страстотерпцев, а не мучеников?

    Страстотерпец — это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кем они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению.

    В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (+1015), Игорь Черниговский (+1147), Андрей Боголюбский (+1174), Михаил Тверской (+1319), царевич Димитрий (+1591). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения.

    В адрес Николая II часто звучат обвинения в политических ошибках. Несмотря на это, его причислили к лику святых. Как же так?

    Святые не безгрешны. Да, в политике императора были недостатки, они были отмечены комиссией по канонизации. Уже на первоначальном этапе работы комиссии из всего многообразия церковно-исторических и политических проблем, сопровождавших царствование последнего российского государя, были выделены принципиально значимые для канонизации и наиболее дискуссионные проблемы. По каждой из этих проблем тот или иной член комиссии готовил соответствующий доклад, который после обсуждения на заседании комиссии принимался в качестве официального заключения по данной проблеме.

    В некоторой исторической литературе Николая II называют «кровавым», вменяя ему в вину события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. Это не повлияло на канонизацию?

    В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет.
    Другой задачей комиссии стало развенчать многие стереотипы о монархе, которые были искусственно созданы предшествующей марксистско-ленинской псевдонаучной исторической традицией.

    Царская семья — не образец правильных политических решений, а образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни.

    А как относиться к решению Николая II отказаться от власти?

    Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы). Это свидетельство его смирения — сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнения и тем самым пойдет на пользу России. Некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божией. Отказ от власти не принес ему личной выгоды: после отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском Селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

    Характерное для некоторых противников канонизации императора Николая II стремление представить его отречение от престола как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана, не было учтено, так как канонический статус миропомазанного на царство православного государя не был определен в церковных канонах.

    Нужно ли каяться в грехе убийства святого страстотерпца царя Николая?

    Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

    Царская семья стоит в ряду тех святых, которых мы почитаем. Но царственные страстотерпцы не «спасают нас», потому что спасение человека — дело одного лишь Христа. Царская семья, как и любые другие христианские святые, ведет, сопровождает нас на пути к спасению, к Царствию Небесному.

     

    Когда мы говорим «царственные страстотерпцы», имеем в виду только семью царя? Пострадавшие от рук революционеров родственники Романовых, Алапаевские мученики, к этому лику святых не относятся?

    Нет, не относятся. Само слово «царственные» по своему смыслу может быть отнесено только к семье царя. Родственники ведь не царствовали, даже титуловались они иначе, чем члены семьи государя. Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова (сестра императрицы Александры) и ее келейница Варвара могут быть названы именно мучениками за веру. Елисавета Феодоровна была супругой генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Романова, но после его убийства не была причастна к государственной власти. Она посвятила свою жизнь молитве и милосердию, основала и построила Марфо-Мариинскую обитель, возглавила общину ее сестер. Разделила с ней страдание и смерть келейница Варвара, сестра обители. Связь их страдания с верой очевидна, и они обе были причислены к лику новомучеников в 1992 году.

    За что прославила Церковь царского лейб-медика?

    Наряду с членами императорской семьи Русская Православная Церковь канонизировала Евгения Боткина — врача, который не покинул императора в его смертный час и был расстрелян вместе с ним и его семьей в Екатеринбурге.

    Когда случилась революция и императорскую семью арестовали, у всех слуг и помощников государя был выбор — остаться или уехать. Царя предали многие, но Боткин не покинул пациентов и тогда, когда Николая II вместе со всей семьей было решено отправить в Тобольск, а затем и в Екатеринбург.

    Даже перед самым расстрелом у Евгения Боткина была возможность уехать и выбрать новое место работы. Но он не оставил тех, к кому успел привязаться всей душой.

    В своих письмах Боткин написал: «Вообще, если “вера без дел мертва есть”, то “дела” без веры могут существовать, и если кому из нас к делам присоединится и вера, то это лишь по особой к нему милости Божьей. Это оправдывает и последнее мое решение, когда я не поколебался покинуть своих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не поколебался по требованию Бога принести Ему в жертву своего единственного сына».

    Согласно определению Архиерейского Собора Русской Церкви, лейб-медик Евгений Боткин прославлен как праведный страстотерпец.

    Храм-памятник

     В 1990 году в Екатеринбурге, на месте дома инженера Ипатьева, в котором расстреляли царскую семью, поставили деревянный крест, а вскоре — временный храм.

    В 2000 году началось строительство каменного Храма-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Святейший Патриарх Алексий заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Через три года на месте расстрела царственных страстотерпцев вырос большой белокаменный храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов. Перед входом в него установлен памятник царской семье.

    Внутри церкви, рядом с алтарем, находится крипта, установленная на месте той самой комнаты, где были убиты святые. Крипту оформили кирпичами и остатками фундамента исторического дома Ипатьева.

    Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Божественная литургия, а после верующие идут крестным ходом от церкви до Ганиной Ямы – места, куда после казни чекисты отвезли тела мучеников.

    По традиции крестный ход совершается с хоругвями и иконами, в том числе со 150-килограммовой 2-метровой иконой императора Николая II, созданной для храма в честь иконы Божией Матери «Державная» на Ганиной Яме.

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

    «Молясь царственным страстотерпцам, Церковь просит их быть предстателями пред Богом за землю нашу Русскую, за народ наш, за Церковь нашу, дабы Господь оградил Отечество наше и народ и Церковь от всякой смуты, от разделений, расколов, от всякой человеческой неправды, дабы хранить нам истину веры и благочестие нашего народа».

     

    Первый храм и крестный ход

    17 июля 2022 года митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, епископ Барышский и Инзенский Филарет и епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор совершили Великое освящение первого на Симбирской земле храма, посвященного святым царственным страстотерпцам, – нижнего храма возрождающегося Спасского собора Спасского женского монастыря Ульяновска.

    Традицией для города стал и казачий крестный ход в день памяти царской семьи, в котором принимают участие члены казачьих обществ, прихожане храмов города. Молебен царственным страстотерпцам служится у поклонного креста на месте разрушенного Троицкого собора.

    Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин:

    «Очень правильно, что этот храм посвящен святым царственным страстотерпцам. Где, как не в Симбирске, строить храм в их честь? ХХ век для России был страшным и кровавым, точно по предсказанию святого праведного Иоанна Кронштадтского, который в годы первой русской революции (а это была репетиция русской смуты 1917 года), обращаясь к русскому народу, предупреждал: Господь отнимет у России ее доброго царя, и тогда ему на смену придут жестокие правители, которые зальют кровью Русскую землю. Так и получилось. И мы до сегодняшнего дня ощущаем последствия тех страшных событий, которые вылились в цареубийство. Дай Бог, чтобы по молитвам святым царственным страстотерпцам Господь даровал нам прощение и исцеление».

     

    Молитва от гемофилии

    12 августа (н. ст.), в день рождения цесаревича-страстотерпца Алексия, страдавшего гемофилией (наследственное заболевание, характеризующееся нарушением процесса свертывания крови и повышенной кровоточивостью), в Новоспасском монастыре Москвы ежегодно служатся специальные молебны о здравии людей, страдающих этим тяжелым недугом. В этот день также поминаются на молитве родные болящих и врачи, занимающиеся лечением этого заболевания.

    С инициативой проведения молебнов выступило Всероссийское общество гемофилии, небесным покровителем которого считают цесаревича, ставшего примером стойкости и мужества в преодолении трудностей. По заказу Общества была написана икона страстотерпца Алексия.

    Традицию проведения подобных молебнов переняли также в Симферополе, Ставрополе, Набережных Челнах, Алексине и других городах.