Главная / Медиа / Газета «Православный Симбирск» / Какой собор считается кафедральным?

    Какой собор считается кафедральным?

    Для каждого православного христианина центром молитвенной, литургической жизни является храм – здесь человек отдыхает душой, получает силы в молитве, участвует в таинствах Церкви.

    В современной России, милостью Божией, увеличивается количество православных храмов, которые возводятся не только в больших городах, но и в сельских населенных пунктах. А ведь не так давно, в советское время, верующим приходилось преодолевать пешком многие километры, чтобы крестить ребенка, исповедаться, принять Святые Христовы Тайны.

    Отрадно видеть, что, вобрав лучшие традиции древнерусского и дореволюционного церковного зодчества, в нашей стране возродилось искусство проектирования и строительства как малых храмов, так и больших кафедральных соборов.

    Кафедральным собором называется главный храм епархии, в котором находится трон, или кафедра (греч. «сиденье»), правящего епископа. Термин восходит к названию учительского места епископа в храме. В современном церковном языке кафедрой называется возвышение в центре храма, куда епископ выходит в определенные моменты богослужения, а также епархия или город, которым управляет епископ. Соборным же такой храм называется, так как он предназначен для участия в богослужении духовенства нескольких церквей (вплоть до всего духовенства епархии), а также большого количества мирян. Кафедральный собор, как правило, имеет большую вместимость и является для других церквей епархии образцом архитектурного благолепия, соблюдения богослужебного чина, пастырской практики духовенства. Настоятелем кафедрального собора является правящий архиерей.

    После Сошествия Святого Духа на апостолов первые христиане в Иерусалиме каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2, 46). При этом следует понимать, что собственно христианских храмов, таких, какими мы их знаем теперь, тогда еще не было. Иерусалимский храм (иудейский) первые христиане посещали в основном для проповеди Евангелия иудеям, в то время как для своих литургических собраний использовали отдельные места – преимущественно частные дома.

    С распространением христианства общины верующих появляются в крупных городах Римской империи, а впоследствии православная вера проникает и в сельскую глубинку. Изначально главой такой городской общины и единственным совершителем таинства Евхаристии был епископ, преемник святых апостолов. Если апостолы путешествовали, проповедуя Евангелие, то епископ пребывал на одном месте – в конкретной общине христиан, за нравственным и доктринальным порядком в которой он следил. В современной практике главный город в епархии – на территории, находящейся в юрисдикции определенного епископа,– называется кафедральным, а его топоним отражен в титуле епископа.

    В храмах древнехристианской общины для предстоятелей (епископов) устанавливали в алтарных абсидах на возвышении почетные седалища, по обе стороны от которых располагались места для сиденья священников. Об этом свидетельствует архитектура древних базилик и катакомбных церквей.

    Постепенно численность христиан в границах канонической территории епископа повсеместно увеличивается. В городах и за их пределами появляются новые общины, в которых также необходимо было совершать Евхаристию. Епископы начинают делегировать право служения Литургий и других священнодействий пресвитерам (священникам). В современной практике это отражено в необходимости для совершения Евхаристии святого антиминса («удостоверения» на ткани с подписью епископа, куда вкладываются святые мощи), который полагается в алтаре на святом престоле, а также в обязанности священника возносить имя своего правящего архиерея за богослужением. Так помимо главных, кафедральных храмов появляются другие, «не кафедральные».

    Наверное, самым известным кафедральным собором древности, здание которого к тому же сохранилось до наших дней, является храм Святой Софии в Константинополе (совр. Стамбул, ныне мечеть Айя-София). Софийский собор был построен в VI веке и до XV века оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. Собор был посвящен Иисусу Христу – Божией силе и Божией премудрости (1 Кор. 1, 24).

    С принятием христианства Древняя Русь стала ориентироваться в храмостроительстве на византийскую церковную архитектуру. Известно, что киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор равнялись на Софийский собор Константинополя. Однако это было не слепое копирование – в византийские традиции русские зодчие внесли много самобытного. Так, например, сферическая византийская форма покрытия куполов была изменена на шлемовидную.

    За тысячу лет, которые прошли с момента Крещения Руси, много прекрасных, величественных храмов было возведено на нашей земле. Каждый из них стремился показать красоту православной веры, проповедовал Евангелие Христово в камне.

    В настоящее время главным храмом Русской Православной Церкви является воссозданный к 2000 году кафедральный соборный Храм Христа Спасителя города Москвы. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси. В советский период патриаршая кафедра находилась в московском Елоховском Богоявленском соборе.

    Интересно, что соборный храм не всегда является кафедральным. Так, при переносе епископской кафедры из одного храма в другой прежний храм перестает считаться кафедральным, но почетное звание собора за ним сохраняется. При упразднении кафедры епископа кафедральный собор становится просто собором. Соборами могут также называться главные храмы в больших монастырях.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»