В православном Символе веры Церковь названа Апостольской, потому что она основывается на непреложном свидетельстве учеников Христа.
Апостолы являлись очевидцами служения Господа: общались с Ним, видели Его чудеса, страдания, смерть и Воскресение. Спаситель обещал ученикам, что после Его Вознесения Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26).
Люди с миссией
Само слово «апостол» греческого происхождения и означает человека, посланного кем-либо с определенной целью. Перед Вознесением Господь призывает учеников идти ко всем народам с евангельской проповедью. В день Святой Пятидесятницы апостолы получили благодатную силу для этой миссии. Они отправились к народам, населявшим Римскую империю и территории за ее пределами, чтобы возвестить победу Христа над грехом, адом и смертью; передать людям нормы новозаветной нравственности и благодатную силу таинств.
В апостольском наставлении первым христианам читаем: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим. 6, 16-18).
Утверждение Церкви
Будучи воспитаны Христом, апостолы передали Церкви учение веры, опыт духовной жизни, таинства и священнодействия, установили начала канонической структуры, поставили первых епископов. Через епископат, ведущий свое начало от апостолов, в Церкви сохраняются благодатные дары Святого Духа, полученные в день Пятидесятницы.
Апостольский подвиг был сопряжен со многими трудностями и опасностями. Приходилось преодолевать большие расстояния в непогоду пешком или по морю. К тому же проповедь Евангелия часто вызывала острое неприятие, как по культурным и язычески-религиозным соображениям, так и просто потому, что проповедники призывали изменить привычный, полюбившийся греховный образ жизни. Согласно церковному преданию, большинство апостолов приняли мученическую смерть.
Палки, камни и кораблекрушения
Лучше всего «задокументировано» миссионерское служение апостола Павла: значительную часть книг Нового Завета занимают его Послания, адресованные к различным первохристианским общинам. В Посланиях апостол касается вопросов веры, нравственной жизни христиан, а также иногда сообщает автобиографические сведения. Его путешествия описаны и в Книге Деяний святых апостолов.
Апостол не щадил себя, проповедуя Христа. Несколько раз его пытались убить. В Послании к Коринфянам он рассказывает о многих скорбях, которые ему довелось пережить, исполняя апостольскую миссию:
Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор. 11, 23-28).
«Жало в плоть»
В этом же Послании Павел рассказывает о некоем «жале в плоть, ангеле сатаны», которое дано ему, чтобы он не превозносился. Апостол трижды молился Господу, чтобы это «жало» было отнято от него, но получил ответ: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. Далее апостол делает парадоксальный вывод: потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9-10).
Святитель Иоанн Златоуст, комментируя это место, в отличие от других, считает, что «ангел сатаны» – это не головная боль, производимая диаволом (ведь тело Павлово не могло быть отдано в руки диавола, который сам уступал Павлу власть над телами больных, по одному его повелению), а все противники слова, которые вступали с апостолом Павлом в состязания и противоборствовали ему, ввергали его в темницу, били и влачили, так как они делали дела сатанинские. По мысли святителя, Бог не благоволил, чтобы христианская проповедь распространялась беспрепятственно, желая смирить наше высокое о себе мнение, но попустил противникам нападать на нас.
Помощь от Господа
Господь не освободил Павла от скорбей, но дал апостолу Свою благодать, укрепляющую его посреди трудностей апостольского служения. Эту взаимосвязь скорбных обстоятельств и благодати Божией апостол Павел прекрасно понял: теперь он считает для себя за счастье переносить скорби и болезни, зная, что эти немощи привлекают благодатную силу Господа.
Могущество благодати Божией многие начинают ясно видеть среди притеснений и скорбей. Так прославляется Бог!
Каждый христианин призван светить в мире евангельским светом. Для поддержания в себе этого горения необходима постоянная работа над собой. Прекрасные слова, которые нам следует взять на вооружение, оставил святой равноапостольный святитель Николай Японский. Миссионер, преодолевая сомнения в самом себе, пишет в дневнике: «…стоять и работать бодро, не обращая ни на что внимания, не давая себе падать, уходить в уныние, гнить бездеятельностью, – то и будет подчинение воле Божией, а там что ей угодно! Итак, Господи, дай же и никогда не отнимай от меня “мир и бодрость”! Дай, помоги быть Твоим верным рабом! Жаждет сего душа моя – только не может без Твоей помощи!».
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»