Библейская Книга пророка Ионы весьма необычна: она почти не содержит речей пророка, повествуя лишь об одном эпизоде из его жизни.
Пророк Иона жил в VIII веке до Р.Х. Он родился в городе Геф-Хефер в Галилее. По преданию, он был учеником пророка Елисея.
Господь послал Иону проповедовать в столицу Ассирии — языческий город Ниневию, жители которого жили нечестиво. Такую миссию, сравнимую лишь с апостольской, Господь больше не возлагал ни на одного из пророков. В начале своего служения Иона разделял общепринятое тогда у евреев мнение, что все язычники — враги Бога и заслуживают лишь Его гнева и наказания. Вместо того чтобы исполнить повеление Божие, пророк отправился в Иоппию (современная Яффа), сел на корабль и отплыл в финикийскую колонию в Испании — Фарсис. Однако Господь вызвал на море сильный ветер. Кораблю грозила гибель. Мореходы устрашились и стали взывать к своим богам. По обычаю они бросили жребий, чтобы узнать — из-за кого они подвергаются опасности? Жребий пал на Иону, который в это время крепко спал в трюме.
Его разбудил начальник корабля и сказал: встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем (Иона 1, 6). Моряки спросили его: кто он и где его страна? Пророк Иона исповедал Единого Бога — Господа Вселенной и признался, что бежит от лица Господа. Моряков охватил страх. Иона попросил бросить его в море, уверяя, что море утихнет. И действительно, когда корабельщики исполнили просьбу пророка, буря тотчас стихла. В этой просьбе — и глубокое сознание своей вины перед Богом, и жертвенный подвиг. Пророк поднимается до высоты евангельской любви. Смерть свою он воспринимает как единственный способ спасти невиновных спутников. Пророк Иона является здесь прообразом Спасителя, Который пострадал до смерти, чтобы спасти людей.
Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе (даг гадол). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос, которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное).
Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (Мф. 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег. Это дивное событие до сих пор вспоминается Церковью в богослужебных текстах: «Яко от кита Иона, воскресл еси от гроба» (ирмос 6-й песни пасхального канона).
Господь вновь повелел Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Вразумленный пророк послушался. Три дня ходил он по улицам города, проповедуя жителям, что через сорок дней Господь погубит их за беззакония. Горожане начали усердно молить Бога о помиловании и каяться, наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иона же, несмотря на прекрасный результат проповеди, огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).
Книга пророка Ионы — откровение любви Божией, которая обращается не только к избранному народу, но и ко всем людям. Это история, свидетельствующая о милосердии Бога, не желающего смерти грешника. Мысль эта станет одной из главных в Новом Завете.
Газета «Православный Симбирск»