14 июля Православная Церковь чтит память святых бессребреников Космы и Дамиана Римских. В Вечном городе началась и впоследствии мученически завершилась их жизнь.
Святые Косма и Дамиан получили христианское воспитание. Братья вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней – они стали врачами. Святые всегда указывали, что исцеления совершают не они, а Господь через них. Благодаря встрече с ними многие язычники обратились ко Христу.
Братья не брали платы за врачебную помощь, поэтому их стали называть бессребрениками или безмездниками. Так они исполняли заповедь, которую Спаситель дал ученикам: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10, 7-8). Святитель Иоанн Златоуст говорит относительно этого евангельского отрывка: «Заметь, как Он [Господь] заботится о нравах их: не меньше, чем о чудесах, показывая им, что чудеса без доброй нравственности ничего не значат; говоря: даром получили, даром давайте, – Он смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия. И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили, даром давайте. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров».
Борьба со сребролюбием занимает важное место в духовной жизни христианина. Неслучайно одним из монашеских обетов является нестяжательство. Многие подвижники, вступая в монастырь, раздавали свое имение бедным. Острие подвига бессребреничества направлено против жадности и любви к деньгам. Уже в ветхозаветное время церковные толкователи видят пример этой добродетели в Иове Многострадальном, который, потеряв все свое огромное имение, не смутился. В Новом же Завете такой пример подает Сам Иисус Христос, Который странствовал, проповедуя милосердие к нищим, и критиковал бездумное накопительство. В апостольских Посланиях первые христиане также призываются иметь несребролюбивый нрав и довольствоваться необходимым (Евр. 13, 5).
Недоброжелатели и завистники донесли на братьев императору Карину, который приказал доставить их к нему в Рим для допроса. Христиане пытались спрятать Косму и Дамиана от посланных за ними воинов, но, когда были схвачены вместо них другие люди, братья открылись и просили отпустить заложников.
Император Карин обвинил бессребреников в чародействе и отвращении людей от языческих богов. Он также принуждал Косму и Дамиана принести жертвы идолам. Братья остались непоколебимыми – отвергли обвинения в чародействе, а Карина предупредили о том, что он будет посрамлен богами, которых принуждает почитать. Действительно, императора постигла болезнь – у него искривилась шея. Все свидетели этого чуда признали истинность Бога христиан. Сам Карин раскаялся, исповедал веру во Христа и просил его исцелить. Его болезнь прошла, и он с честью отпустил братьев и перестал преследовать христиан.
Святых погубила не ненависть язычников или жестокость римских властей – старый врач-наставник, который некогда обучал Косму и Дамиана врачебному искусству, стал завидовать их славе и решил убить их. Он пригласил когда-то любимых своих учеников будто бы для сбора редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, забив камнями, а тела бросил в реку. Это событие произошло около 284 года.
Такова разрушительная сила зависти, которая может лишить человека разума и толкнуть на грех убийства. Но Господь прославил Своих угодников. И ныне по молитвам бессребреников Космы и Дамиана получают от Бога исцеление все, с верою прибегающие к их святому заступничеству.
Церковное предание знает нескольких святых с именами Косма и Дамиан – Римских, Асийских, Аравийских.
В святцах Православной Церкви имеется целый сонм святых бессребреников – врачей, которые бесплатно исцеляли больных. Большинство из них до принятия христианства были врачами. Уверовав во Христа, они продолжали оказывать помощь больным, но лечили уже не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем, окроплением святой водой. Телесные исцеления больных были связаны с их желанием стать членами Христовой Церкви.
На проскомидии священник, изымая из девятичинной просфоры шестую частицу, поминает всех бессребреников, в том числе Косму и Дамиана. Также святые врачи-безмездники поминаются в молитве на таинстве Елеосвящения и при совершении малого водоосвящения.
Если мы посмотрим на списки их имен, то увидим, что они перечисляются по двое: Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай, Фотий и Аникита. С чем это связано? В Евангелии Спаситель придает особое значение числу два: Он посылает апостолов на проповедь по двое, а также говорит, что Он присутствует среди двоих или троих, собравшихся во имя Его на молитву.
Из наших русских святых-врачей наиболее известны монахи Киево-Печерского монастыря Агапит (XI в.) и Алипий (XII в.), а из близких к нам по времени – праведный страстотерпец Евгений Боткин, лейб-медик семьи императора Николая II, расстрелянный вместе с царской семьей в 1918 году, и святитель Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), врач-хирург, отошедший ко Господу в 1961 году.
Подвиг бессребреничества во всей полноте, разумеется, не для всех, но отдельные его грани обязательно должны быть в жизни каждого христианина, равно как и общий настрой на свободу от корыстолюбия. Последние два врача, причисленные к лику святых, несомненно, получали плату за свою работу, что Церковь, конечно, не осуждает, – вспомним ставшую крылатой фразу апостола Павла: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (1 Фес. 3, 10). Однако… все ли из полученного они тратили на себя или помогали нуждающимся? И неужели они ни разу в жизни не лечили кого-то просто так, из сострадания и доброты? Думаю, ответ очевиден.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»