«Ритмы веры» – это молодежный просветительский хоровой проект, направленный на популяризацию и развитие молодежных певческих коллективов на приходах. Программа реализуется Церковно-общественным советом при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения и отделом по делам молодежи Тверской епархии. Ее цель – оказание методической и мотивационной поддержки на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях по формированию молодежного хора и привлечению молодежи к клиросному служению. В рамках проекта в Симбирскую епархию был принесен ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской.
7 июля в конференц-зале кафедрального Спасо-Вознесенского собора в рамках программы «Ритмы веры» прошел образовательный семинар по формированию молодежного хора и привлечению молодежи к клиросному служению. Его ведущими стали эксперт Синодального отдела по делам молодежи, руководитель культурно-образовательного центра Тверской епархии «Пространство возможностей – Дом 36», психолог-консультант Павел Ефремов и выпускница факультета церковных искусств СПбДА, хормейстер молодежного хора Тверской епархии, регент храма св. вмч. Георгия Победоносца г. Твери, преподаватель музыки Мария Молоткова.
В семинаре приняли участие священнослужители, регенты и певчие городских храмов.
Специалисты Синодального отдела по делам молодежи рассказали о том, как создать молодежный хор, каким образом можно избежать психологических и организационных ошибок в управлении хором, как правильно организовать работу молодежного хора, а также ответили на вопросы участников семинара.
Для чего создается и как живет молодежный хор? Почему среди молодых людей есть тенденция к индивидуализации личности? Как вера учит нас любить себя и не бояться ответственности?
Своими рассуждениями на эти и другие темы поделился эксперт Синодального отдела по делам молодежи, руководитель культурно-образовательного центра Тверской епархии «Пространство возможностей – Дом 36», психолог-консультант Павел Ефремов.
– Павел Александрович, расскажите, пожалуйста, как зародилась идея программы «Ритмы веры»?
– Я работаю с молодежью в церковной среде уже 15 лет. За это время были опробованы разные форматы работы: совместные чаепития, походы и многое другое. Три года назад ко мне обратилась девушка с предложением создать хор как еще одно направление взаимодействия с молодыми людьми. Так появился молодежный хор Тверской епархии, в составе которого сейчас больше 30 человек. Ребята-хористы общаются между собой, за три года в рамках хора появилось три семьи – это не может не радовать.
Хор не только помогает вести молодежную работу, но и решает кадровые проблемы на клиросе. Когда мы поняли, что наша задумка живет и развивается, то предложили владыке Амвросию делиться этим опытом с другими епархиями. Этот процесс никогда не бывает односторонним – всегда идет взаимный обмен знаниями между всеми участниками.
Побывав более чем в 10 епархиях, мы поняли, что молодежные хоры существуют в разных форматах: где-то коллектив создается по желанию самих молодых людей, где-то по просьбе правящего архиерея, где-то вырастают дети, которые пели на клиросе, и очень важно сделать комфортным переход хористов на новый уровень.
Помимо того что мы приезжаем в епархию и общаемся с молодыми людьми, мы неизменно привозим с собой святыню: ковчег с мощами святой блаженной Матроны Московской.
Для нас очень важно, чтобы программа строилась вокруг духовной основы – принесение ковчега всегда является знаковым событием, стержнем нашего обучения.
– Программа создавалась прежде всего для тех, кто уже имеет опыт церковного пения, или для тех, кто еще только хочет научиться этому?
– В Тверской епархии хор состоит в основном из любителей. Это очень важный момент: хорошо иметь слаженный профессиональный хор, если мы говорим о кафедральном соборе, но если речь о маленьких приходах?
Самое ценное, что ребята из нашего молодежного хора потихоньку расходятся по другим храмам и поют там самостоятельно, принимают активное участие в богослужении.
– Радостно, что в последние годы создаются молодежные и любительские певческие коллективы на приходах. Благодаря этому клирос становится более открытым и доступным. Замечаете это?
– Безусловно! Хор может объединить совершенно разных людей. Для человека неверующего он становится точкой входа в церковную жизнь. Для тех, кто уже в Церкви, это шаг к активному участию в Литургии, потому что на клиросе она проживается иначе – осознаннее. Для тех, кто уже перешагнул и этот этап, хор становится «кадровой ступенькой» – познакомились парень и девушка, создали семью, и вполне возможно, что в скором времени это батюшка и матушка. Появляется готовая «семейно-церковная» единица.
– В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика молодежного хора?
– Мне кажется, его стоит воспринимать не только как хоровое объединение, но и как молодежное движение. Самый простой пример – Литургия закончилась, а совместная жизнь коллектива продолжается: общение, поездки, праздники.
Работая с молодежным хором, нужно быть готовым к тому, что все его участники мобильны во всех смыслах. То есть нет никакой гарантии, что в течение года состав не поменяется больше чем наполовину, – и это нормально! Нехватка времени из-за учебы, отсутствие интереса, другие обстоятельства жизни – все это следует брать во внимание. Если кто-то уходит – это не страшно и не должно быть обидно для регента или организатора. Я думаю, что намного хуже, если человек вступает в молодежное сообщество и закостеневает в нем, а жизнь за его пределами теряется, исчезает. Это неправильно.
– В ходе тренингов, которые Вы проводите в епархиях, неизменно обсуждается вопрос взаимоотношений между регентом и хористами. Как они должны строиться?
– Важно не забывать о том, что это работа в коллективе. Каждый человек, который приходит в любой коллектив, приносит с собой свои мысли, желания и амбиции, ценности. Даже когда два человека встречаются, у них не могут полностью совпадать устремления, а если в хоре 30 человек и регент-руководитель? Важно сохранять гармоничные отношения, поскольку доверие коллектива потерять легко. Когда мы затрагиваем этот вопрос на тренинге, всегда стараемся помочь участникам честно ответить на вопросы: «Зачем я здесь?», «Почему я выбрал это дело?», «Чего я хочу?». Эти базовые вопросы и честные ответы автоматически решают многие проблемы.
Второй важный момент – слаженная коммуникация. Любой коллектив разрушают недопонимания, интриги, сплетни и недомолвки. Важно учиться до того, как это все накопится, говорить и адекватно обсуждать это вместе.
– Павел Александрович, помимо работы над программой «Ритмы веры», Вы руководите культурно-образовательным центром «Пространство возможностей – Дом 36». Какие мероприятия там проходят?
– Это весьма необычный проект. В конце 2021 года Тверской епархии было передано в безвозмездное пользование здание постройки XVIII века. Мы долго совещались и думали, как же его лучше использовать. Приняли совместное решение создать в этом здании культурно-образовательный центр, который бы стал местом притяжения совершенно разных людей. Изначально планировалось проводить четыре лекции гуманитарного цикла в месяц. Сейчас в центре ежемесячно проходит 40-50 мероприятий.
Мы организуем лекции по общегуманитарным темам, по психологии, философии, курсы по изучению Библии. В центре существует шахматный клуб, проходят различные мастер-классы. Центр стал в хорошем смысле «движовым» местом, где каждый приходящий может чему-то научиться, пообщаться, хорошо провести время.
– В одном из интервью Вы говорили о том, что это пространство создано для того, чтобы молодым людям было интересно. Как Вам кажется, в каком направлении нужно развиваться православным молодежным движениям, чтобы вызвать у своей целевой аудитории этот интерес?
– Наверное, отвечая на этот вопрос, я коснусь более серьезной, глубинной темы. Все-таки в Церковь людей приводят не молодежные объединения, а Бог. Мы можем вокруг молодежи «танцевать с бубнами», устраивать разнообразные мероприятия, играть, но приводит Бог к Себе человека Сам. И пытаться понять, как Он это делает, бесполезно.
Что касается молодежного объединения, здесь, на мой взгляд, важны три условия. Первое – главное, чтобы за штурвалом организатора стоял тот человек, у которого есть искренний интерес к работе. Второе – с молодежью нужно разговаривать предельно честно. Третье – нужно уметь слышать участников движения.
Вообще, молодежь – это быстроизменяющееся сообщество. У молодых людей сейчас нет стремления к глобальному объединению, напротив, происходит сильный процесс индивидуализации личности. Любой подобный процесс минимизирует желание быть частью чего-то большого, общего. Поэтому крайне важно сейчас указывать на личный опыт конкретного человека в общении с Богом. Нужно постараться донести до сердца каждого, что христианство – сокровенные отношения человека и Бога. Хорошо, когда в жизни человека есть место активной церковной жизни, но все же это не главное.
В целом работа с молодежью – это не массовая работа. Нужно выстраивать деятельность на личном примере и глубоком общении. Молодой человек хочет чувствовать себя в Церкви нужным не только как участник движения или молодежного хора, важна самоценность каждого.
– Не противоречит ли это позиции христианского смирения? «Индивидуализация» не равно «гордыня»?
– По-моему, святые отцы не раз говорили, что излишнее смирение является обратной стороной гордости. По отношению к себе, безусловно, нужно сохранять трезвость, но при этом важно понять и осознать себя. Постараться ответить на вопрос «Кто я?».
Заповедь призывает нас: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Мы не можем достичь любви к ближнему, не принимая самого себя, не совершая честное, объективное, без крайностей, знакомство с собой.
Важно помнить: Бог создал нас из чувства безграничной любви, Он милосердно принимает нас, а значит, у нас самих нет права относиться к себе с позиции излишней строгости.
– Павел Александрович, расскажите немного о Вашем пути к Богу и о том, как в Вашей жизни появилась работа с молодежью.
– Сложно сказать. Я не знаю, как пришел в Церковь. Мои родители не были людьми верующими, но не были и отрицающими, в семье мелькала бытовая религиозность. А в подростковом возрасте я стал увлекаться философией, потом познакомился с лютеранином – от него впервые более осознанно услышал о Христе и оказался в храме.
Молодежной работой я сразу начал заниматься как организатор. Я очень хотел работать в епархии, пришел – и меня направили в молодежный отдел.
Не могу сказать, что хотел работать именно с молодежью и целенаправленно шел к этому. Все сложилось как-то… промыслительно. Оглядываясь назад, я понимаю, что Господь Сам все устроил наилучшим для меня образом.
– В епархиях сейчас ведется довольно активная работа молодежных отделов, но среди молодых людей за оградой храма до сих пор существует много предубеждений. Недавно я столкнулась с таким мнением: «Православие и в целом религия – это для слабых. Для тех, кто не надеется на себя». Что Вы об этом думаете? Встречались ли с подобными предубеждениями?
– Да, мне приходилось сталкиваться с подобным, но согласиться с этим убеждением я не могу, поскольку не вижу того, чтобы церковная жизнь учила нас снимать с себя ответственность, скорее наоборот. Мы опираемся на Бога, но прежде всего говорим Ему: «Я хочу измениться, Господи! Помоги мне, будь вместе со мной!». Вместе, а не вместо – вот в чем суть Православия.
Человек является личностью, и Бог тоже является Личностью, а там, где в отношения вступают личности, ответственность появляется, а не исчезает.
– Что дает церковная жизнь лично Вам и что она может дать современным молодым людям?
– Сложный вопрос. Мне кажется, что вера и церковная жизнь дают человеку диалог с Богом, а этот диалог не подпадает под категории возраста и современности. Это общение даже выходит за рамки времени и будет иметь продолжение в вечности. Вот это важно. Более того, люди приходят в Церковь разными путями, кто-то из интереса, кто-то от отчаяния, кто-то за чудом. Бог все это может дать, но главное, что может случиться в Церкви, это личная встреча с Богом!
Иерей Владимир Маняков, настоятель храма во имя Сошествия Святого Духа г. Ульяновска
Когда меня назначили настоятелем, на приходе был только народный хор, который состоял из женщин без музыкального образования. Они знали все песнопения Литургии, но всенощную могли спеть только два человека.
Слава Богу, что нашелся регент, который привел за собой четырех новых певчих. С того момента, как стал расти профессиональный хор, людей на вечерние богослужения стало приходить больше. И я понял, насколько важно, чтобы на приходе был хороший хор. Господь посылал и посылает таких людей, которым интересно это служение. Так как наш приход является национальным, часть песнопений исполняется на чувашском языке. Регент, София, умеет подбирать их несмотря на то, что чувашский текст намного сложнее русского. Найти нужные мелодии под ритм языка затруднительно еще и потому, что для передачи смысла одного церковно-славянского слова используются три-четыре чувашских. В этом году впервые за пасхальным богослужением хор исполнил ирмоса канона Пасхи на национальном языке.
Стержень хора – это регент. Он должен быть вместе с настоятелем настроен на постоянное развитие, труд, на поиск новых произведений. Еще один важный момент – не бояться трудностей.
Я всегда за то, чтобы приходящие на клирос получали базовые знания по богослужебным дисциплинам. Раньше такую возможность предоставлял образовательный центр «Апостол», сейчас – Центр подготовки церковных специалистов. Чтобы не получалось так, что человек на клиросе 30 лет, а устава не знает. Всеми силами нужно избегать того, чтобы певчие воспринимали клирос как работу, а свое пение – как концертную деятельность.
Богослужение сложное: нужно разбираться и в уставе, и церковном пении. Но увлеченную молодежь это не отталкивает. Вот и ответ на извечный вопрос «как удержать молодежь в Церкви». Нужно ставить перед ними интересные задачи, пусть и непростые! Алтарничество, пение, чтение, фотосъемка – варианты есть.
За несколько лет у нас сменилось несколько регентов, неоднократно менялся состав хора – молодые люди приходят, уходят, кто-то уезжает в другие города. Это естественно. Меня радует, что они продолжают дружить между собой, общаются несмотря на расстояния.
Непременный аспект для любого церковного служения – послушание. Способность человека слышать руководителя и слушаться его. Регент слушает настоятеля, певчие – регента. К сожалению, бывает, что приходят люди, которые мнят себя грандиозными профессионалами, но, не имея послушания, они долго не задерживаются. В церковное пение не нужно привносить свою индивидуальность, важно уметь петь по правилам.
Софья Узалукова, регент храма в честь Сошествия Святого Духа г. Ульяновска:
– Когда два года назад я стала регентом, певчих было катастрофически мало – нужно было срочно набирать людей. «Готовых» опытных певчих найти очень сложно, поэтому я решила приглашать в хор тех, кто умеет петь, кому интересна церковная жизнь, и учить их всему «с нуля». Проблем с поиском талантливой молодежи не возникло, так как я была студенткой факультета иностранных языков УлГПУ и пела в студенческом вокальном коллективе. Со временем в наших рядах появились студенты музыкального училища, слушатели епархиальных курсов.
Сама я пришла на клирос Духосошественского храма в 11-м классе – знала, что руководитель нашего светского хорового коллектива регент, заинтересовалась и попросилась на службу. Через интерес к пению постепенно возник и интерес к Православию, к богослужению – так я оказалась на епархиальных курсах по программе «Регент-уставщик-псаломщик», окончила их. Получив в этом году диплом о высшем образовании в педагогическом университете, решила продолжить учебу, идя по музыкальной стезе: поступила на хоровое дирижирование. Самым сложным для меня как для регента было одновременно решать две задачи – обучать новых певчих и самой учиться быть регентом. В решении второй задачи помогли онлайн-уроки с регентами из Москвы – по сольфеджио, по работе с хором и дирижированию.
Наш коллектив состоит из людей разных по возрасту и степени воцерковления. Для меня важно, что всех их объединяет живой интерес и искренняя дружеская атмосфера. Невоцерковленные люди видят в первую очередь эстетическую сторону службы, их привлекает красота музыки, текста, исполнения. Воцерковленные понимают богослужебное пение уже на более глубоком уровне – они знают, Кому они поют, что и зачем.
Участие в архиерейской Литургии 8 июля для нашего хора – новый опыт. Было очень волнительно – мы первый раз пели в соборе и первый раз пели антифонно, на два хора.
Беседовала Ксения Хайсанова
Газета «Православный Симбирск»