А кто мой ближний?

    Ветхозаветный Закон, призывая проявлять милосердие к ближнему, в большинстве случаев имел в виду только представителей своего народа, а не чужаков-язычников, которых считали врагами.

     

    Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19, 18) – именно так большинство иудеев понимали заповедь о любви к ближнему. Христос же придавал этой заповеди универсальный смысл – учил даже о любви к врагам.

    Притча о милосердном самарянине явилась ответом Христа на вопрос законника (т.е. знатока иудейского Закона и Священного Писания) «Кто мой ближний?». Эту притчу передает только евангелист Лука. Неизвестно, в какой именно момент на пути в Иерусалим Христос ее произнес.

    Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить (Лк. 10, 25-28).

    Законник прекрасно знал Священное Писание: он цитирует наизусть два отрывка из Пятикнижия, суть которых сводится к заповеди о любви к Богу и ближнему. Спаситель соглашается и говорит, что он должен исполнять эти заповеди, чтобы иметь вечную жизнь. Следующий вопрос законника элементарный и потому кажется странным. Однако задан он был с целью поставить Христа в неудобное положение. Это была очередная провокация. Спаситель отвечает притчей – ярким примером, взятым из реальной жизни.

    Но он [законник], желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 29-37).

    Дорога из Иерусалима в Иерихон была трудной и опасной. Путник должен был преодолеть значительный перепад высот: Иерусалим расположен на высоте 800 метров над уровнем моря, а Иерихон – на высоте 250 метров ниже уровня моря. Дорога проходила через ущелья и скалы, в которых путешественников подстерегали разбойники. Еще в V веке блаженный Иероним Стридонский, который жил в Палестине, говорил о том, что этот путь называли «кровавой дорогой» – так много здесь было убитых.

    Возможно, путник возвращался из паломничества в Иерусалим и был избит разбойниками. Ограбив, они бросили его умирать под палящим солнцем. Мимо прошли служители Иерусалимского храма – иудейский священник и левит, которые не помогли пострадавшему. Причина этого нам неизвестна. Вероятно, священник подумал, что человек уже умер, а по закону он не имел права дотрагиваться до умершего, чтобы не оскверниться. Он предпочел соблюсти ритуальную чистоту. Мотивация левита непонятна. Он остановился, внимательно посмотрел на страждущего и ушел. Священник и левит, подобно книжникам и фарисеям, были уважаемыми в израильском обществе людьми, призванными подавать нравственный пример. Однако милость человеку, попавшему в беду, оказал иноплеменник – самарянин.

    Чтобы оказать первую помощь, он использовал то, что было у него под рукой, – масло и вино. Эти средства в древности использовались для врачевания ран. Считалось, что вино очищает раны от нагноения, а масло смягчает боль и заживляет. Интересно, что самарянин дал хозяину гостиницы, в которую привез пострадавшего, два динария. Это маленькая сумма, говорящая о том, что самарянин не был богат – тем ценнее его добрый поступок!

    Самарянин – это житель Самарии, территории в Палестине между Галилеей и Иудеей. Ее население после завоевания в 722 году до Р.Х. ассирийцами частично было уведено в плен. Оставшиеся здесь израильтяне смешались с язычниками, которых сюда переселили ассирийцы. Сочетание веры в Яхве и многобожия было свойственно многим поколениям самарян. Ко времени Иисуса Христа самаряне были преимущественно монотеистами, принимали Пятикнижие Моисеево, ждали Мессию, однако иудеи все равно считали их предателями веры отцов и относились к ним враждебно. Милосердным в притче оказался именно самарянин – человек в представлении иудеев нечистый и недостойный. В этом смысле притча, произнесенная Христом, ломает привычные узконациональные стереотипы.

    Притча учит деятельной любви, причем даже в отношении к тем, с кем ты находишься в непримиримой вражде. Только лишь человеческим усилием это сделать невозможно – здесь необходимо благодатное освящение и сила Святого Духа, преображающая нас. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в своем дневнике по поводу этой притчи: «Кому сделаешь милость, тот и есть твой ближний. Значит, всякому нужно делать добро, не разбирая лица, иностранец ли он, соотечественник или другой кто». Нравственный вывод притчи таков: мой ближний – это всякий нуждающийся в моей помощи. Для израненного же ближним – независимо от национальной и религиозной принадлежности – оказался человек, позаботившийся о нем.

    Еще одно важное толкование этой притчи видит в милосердном самарянине Иисуса Христа – Сына Божия, Который пришел на землю и спас израненный грехом человеческий род – Он поместил его в гостиницу, то есть в Церковь Христову, где больной может восстановить свои силы.

    Иерей Димитрий Трофимов

    Газета «Православный Симбирск»