Евангелист Лука часто обращает внимание на социальный аспект проповеди Спасителя. Именно у этого евангелиста встречается притча о неразумном богаче.
Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 13-21).
Что происходит? Ко Христу подходит человек, который просит Его разрешить вопрос о наследстве. В среде палестинских иудеев было принято обращаться к уважаемым раввинам с просьбой решить имущественные тяжбы. Однако Иисус не желает вмешиваться в денежные споры. Он отвечает: кто поставил Меня судить или делить вас? Он пришел не для этого! Спаситель лишь предостерегает от накопительства и корыстолюбия, ведь богатство не является самоцелью для смертного человека – на тот свет его не заберешь. Да и там, перед Богом, совсем другие критерии того, что считать богатством, а что нет. Неслучайно последняя фраза притчи призывает человека «богатеть в Бога», и из контекста становится ясно, что это богатство отличается от земельных участков и обширных зернохранилищ, которые можно конвертировать в прибыль.
Неразумный богач планировал жить так, будто никогда не умрет. Приобретенные средства он рассчитывал потратить на свои удовольствия. О помощи ближним, видимо, он и не помышляет. О смысле своего существования – не задумывается.
Как же мы можем богатеть в Бога? Святитель Филарет Московский, отвечая на этот вопрос, называет два верных способа. Первый состоит в том, чтобы жертвовать на строительство, ремонт, украшение и содержание храма часть своего богатства или же бескорыстно трудиться на приходе. Поступающие так богатеют потому, что через это благословляется прочее их богатство, честно приобретенное, и их благонамеренный труд. Перед очами Божиими благое деяние сохраняется во всей целости для будущего воздаяния в Судный день. О втором способе в Евангелии сказал Сам Христос: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12, 33-34). Помощь нуждающемуся – это помощь Самому Господу (Мф. 25, 40). Святитель Филарет, объясняя эту мысль, говорит: «Господь признал Себя должным тебе во всем, что ты подал или что благотворительно сделал нуждающемуся ближнему… Такова дивная благость Его, что Он уничижает Себя до образа должника твоего, чтобы привлечь тебя к благотворению и чрез благотворение к блаженству; Он занимает у тебя безделицы, прах, тлен, которые ты называешь земными благами, чтобы иметь случай… платить тебе истинным благом, нетлением, блаженством с такою лихвою, которой ты никогда исчислить не возможешь».
Святитель же Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Богатеть в Бога значит проводить жизнь богоугодную. Земная деятельность, направленная по евангельским заповедям, доставляет душе нетленное богатство: познание Бога и себя, веру, смиренномудрие, любовь к Богу и ближним».
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»